Уйти нельзя остаться: чего хотят россияне от Путина после 2024 года
Россияне боятся ухода Путина в отставку. И не напрасно
После обращения действующего президента к Федеральному собранию и фактически начатой самим Владимиром Владимировичем процедуры транзита власти народ осознал страшную вещь. Находящийся где-то на горизонте сознания призрак «России без Путина» вдруг материализовался и станет элементом нашей реальности через какие-то четыре года: глава государства точно не будет президентом и, скорее всего, не будет даже «духовным лидером» страны. Население уже начинает свыкаться с этой реальностью — и в какой-то степени бояться ее.
Центр политической конъюнктуры (ЦПК, возглавляемый особо приближенным к одной из кремлевских башен политологом Алексеем Чеснаковым) выпустил исследование, посвященное этим страхам. И выяснил, что в целом народ настроен пессимистично: почти половина респондентов уверена, что ситуация ухудшится, и лишь 10% с энтузиазмом смотрят в «светлое постпутинское будущее».
В качестве главных рисков респонденты выделяют обострение борьбы за власть между различными политическими силами и передел собственности; снижение социальных обязательств государством; потеря авторитета России в мире и возможные серьезные поражения на внешней арене; а также утрату преемственности власти. Рисками «средней выраженности» считают угрозу роста сепаратистских настроений и обострения межнациональных конфликтов внутри страны. Проявление последних, кстати, можно увидеть даже сейчас — когда на фоне начала транзита ряд сил (как и в конце 80-х) пытается выловить властную рыбку в мутной воде этнонационализма. Доходит до того, что провластный вроде как депутат Константин Затулин чуть ли не шантажирует власть, угрожая последствиями отказа от принятия так называемой «русской поправки». Говорит, что «иначе казаки, поморы и другие пассионарные группы внутри русского народа будут идти по пути обособления, чтобы обрести право на признание отдельным народом, территорию и др.».