Юбку дома забыла! Как и за какие наряды высмеивали москвичек XIX века
Модницы всегда были предметом насмешек. За какие же платья рисовали карикатуры на наших прапрабабушек, и удавалось ли журналистам приструнить любительниц экстравагантных нарядов?
В 1859 году «Московский вестник» раскритиковал французскую моду: она-де совершенно непригодна для российских городов. Журналисты объясняли, что грязные улицы Москвы не подходят для променадов в длинных платьях и лакированной обуви: подолы сразу превращаются в грязную тряпку, а блеск туфелек исчезает в первые секунды прогулки.
Впрочем, москвичи, бывавшие в Париже, констатировали: он ничуть не чище Москвы. Отличаются лишь повадки женщин: француженки, подобрав платья, грациозно перепрыгивают с камушка на камушек, сохраняя туалет в опрятности. В России такое немыслимо: выставлять свои ноги даже на уровне ботинок считалось безнравственностью.
Один из обозревателей журнала «Развлечение» прошелся и по самим москвичкам: мол, изящная женская ножка в городе редкость, вот и приходится маскировать «солидные формы красоты» кринолинами и шлейфами, которые только усугубляют «телесные недостатки форм и округлостей».
Однако, несмотря на шпильки журналистов, женщины продолжали носить пышные туалеты и оставаться предметом насмешек для тех, кто считал их неуместными.
«Юбка и хвост любезно стерли почти всю грязь с наших ног»
В 1863 году один из хроникеров московской жизни описывал встречу с модницей: «Вдруг через весь тротуар, по которому бы здесь проехала четвертня в ряд, преграда: вы думаете, телеграф или слон? Кринолин с его неразлучной свитою: юбкой и хвостом таких размеров, что только прыгает, я чаю, от умиления душа купца, продавшего материю!»
Мужчина и его приятель прижались к стене, и платье прохожей «любезно стерло почти всю грязь с наших ног». Глядя вслед девушке, друг журналиста вздохнул: «Если бы природа дала женщине те формы, которые она пытается придать с помощью кринолина, пришлось бы рубить да обтесывать».
Самим девушкам такие мысли в голову не приходили. Вот, например, еще одна зарисовка из газет того времени — две дамы остановились в Эрмитаже перед статуей, и одна, рассматривая ее, небрежно уронила: «Недурна, но до чего наивно!» Ее подруга машинально отозвалась: «Да, ужасно смешно без кринолина».
Пышные туалеты пользовались популярностью не только среди богатых москвичек. Еще одним поводом для насмешек стало желание девушек победнее облачаться в кринолины «с хвостами»: «К шлейфу необходима обстановка: карета, ковры, большой просторный будуар, трюмо. Нескладно как-то видеть барышню со шлейфом в крошечной квартирке со входом по грязной лестнице. Несообразность обстановки губит эффект, изящное делается смешным».
Упрекали девушек и за непрактичность нарядов, причем не кто-нибудь, а медики. В своем докладе «О негигиеничности женских костюмов» доктор А. П. Соловьев сетовал, что пышные юбки «обременяют тело своей тяжестью» и вместе с тем не приносят достаточного количества тепла.