«Ты пой ему больше песен». Почему Есенин бросил первую жену с сыном
Анна Изряднова была, наверное, первой настоящей поклонницей Сергея Есенина. Она во всем поддерживала молодого поэта, несмотря на то что он не женился на ней, а потом и вовсе бросил с ребенком. Но для Сергея у нее не было ни упреков, ни критики. Она его любила и берегла как могла.
Анна была первой женой Есенина, хоть и неофициальной - брак их зарегистрирован не был. Мама Сергея Татьяна, когда узнала о беременности девушки, писала ей, что надо настоять на росписи. Настоять на чем-то в случае с Есениным было невозможно. Их совместная жизнь в общей сложности длилась несколько месяцев, потом она узнавала о нем в основном из газеты - одна жена, другая, третья. Он заходил иногда посмотреть на сына Юру, оставлял деньги, а перед роковой поездкой в Санкт-Петербург зашел в последний раз - как будто попрощаться. Признался, что совсем плох и что, вероятно, скоро умрет. Анна не восприняла эти слова всерьез, а через некоторое время поэт повесился в номере гостиницы «Англетер».
Любовь к Поэзии и к Поэту
Анна Изряднова родилась и выросла в интеллигентной семье: отец ее был художником, окончил Строгановское училище, преподавал. Анна много читала, увлекалась поэзией, восхищаясь Ахматовой, Северяниным, Бальмонтом, Брюсовым и работала в в типографии Товарищества И. Д. Сытина корректором. Это была одна из крупнейших типографий в Москве и именно сюда пристроил своего «непутевого сына» Александр Никитич Есенин посыльным. Сам Александр Никитич много лет работал приказчиком, с женой они жили порознь, но деньги он ей посылал исправно. Выросший в деревне Сергей приехал в Москву с множеством планов и чаяний, вот только они никак не совпадали с планами и чаяниями его отца. Александр хотел, чтобы Сергей пошел в учителя, а сам Сергей точно знал, что он поэт, только это его настоящее призвание и судьба. Отец, конечно, переживал по поводу того, что этой профессией не заработаешь на жизнь, и из-за этого они часто ссорились.
В Анне же Есенин нашел ту поддержку и то понимание, которого не хватало ему в родной семье. Ему было тогда 18, ей — 23. «Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был. На нём был коричневый костюм, высокий накрахмаленный воротник и зелёный галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был очень заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Настроение было у него угнетённое: он поэт, а никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать. Отец журит, что занимается не делом, надо работать, а он стишки пишет».
Молодые люди начала дружить, Есенин стал частым гостем в доме Изрядновой, общался с ее родными. Он обожал эти вечера, где мог обсудить поэзию и быть понятым. К тому же вся семья с уважением отнеслась к его творчеству. В июле 1913 года Изряднова подарила Есенину книгу стихов Николая Клюева «Сосен перезвон» с надписью: «На память дорогому Сереже от А.» А в конце того же 1913 года Анна познакомила Есенина с редактором сытинских изданий и близкого к семье Изрядновых В. А. Поповым. Поэт передал Попову несколько своих стихотворений. Некоторые из них вскоре были опубликованы в журнале «Мирок». «Под помещённым в №1 журнала "Мирок" стихотворением "Берёза" стояла подпись "Аристон", избранная Есениным тогда в качестве псевдонима. Анна потешалась над ним - мол, всем рассказывает, что он поэт, а для первой публикации решил прикрыться псевдонимом. Впоследствии Есенин подписывался своей настоящей фамилией, не прятался.
Жизнь с поэтом
Дружба молодых людей вскоре превратилась в любовь. Есенин поступил на историко-философский факультет академического отделения Московского городского университета имени А. Л. Шанявского и требовал, чтобы Анна тоже ходила на лекции. Вообще, по воспоминаниям Изрядновой, он очень любил командовать: «Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать — они нехорошие». Молодые люди вместе работали, вместе учились, посещали Суриковский литературно-музыкальный кружок, а вскоре начали жить вместе, сняв комнату возле Серпуховской заставы. Изряднова взяла на себя роль секретаря, вела переговоры с издательствами, перепечатывала набело стихи. Казалось, что у них всё складывается идеально.