Триумф аутсайдера: как пандемия сделала шахматы спортивным мейнстримом
Пока большинство спортивных лиг на карантине, шахматисты устроили два топ-турнира в онлайне, получив телеэфир во многих странах, и наращивают базу игроков в интернете.
Каждый день пандемии увеличивает число пострадавших от коронавируса — и людей, и бизнесов. При этом некоторые сегменты, наоборот, благодаря карантину получили толчок для развития: доставка продуктов, сервисы для видеоконференций, онлайн-образование, стриминг. Спортивная индустрия готова добавить в этот перечень киберспорт, — а еще шахматы. Ведь на самоизоляции у людей появилось больше свободного времени, чтобы играть онлайн. Тезис о том, что пандемия пошла шахматам на пользу, кажется очевидным, но на самом деле все немного сложнее.
Конкурентное поле
Онлайн-аудитория шахмат сейчас активно растет. Во второй половине марта, по данным FT, трафик Chess24.com увеличился на 500%. Chess.com, наиболее популярная игровая платформа, за последние четыре недели достигла показателей, на которые рассчитывала выйти через 10 лет. Только за март 2020 года число новых участников превысило 700 000, а количество партий увеличилось до 10 млн в день. Компания просит инженеров работать сверхурочно, чтобы поддерживать стабильность своих серверов. «Пандемия актуализировала тему осознанного, обдуманного потребления, — объясняет рост шахматной аудитории Ник Бабин, CEO фестиваля Chess&Jazz. — Конечно, новые поведенческие привычки во многом связаны с экономическими трудностями и карантинными ограничениями, но, думаю, и после пандемии мы продолжим двигаться в сторону рационального. Именно этому и учат шахматы: просчитывать риски, искать новые ходы, думать на несколько шагов вперед».
И все же, фиксируя растущие цифры, не стоит забывать, что и до пандемии 70 млн человек регулярно играли в шахматы онлайн. Шахматы, пожалуй, единственный традиционный вид спорта, который давно перебрался в интернет — там происходит 99,9% игр. Главным последствием пандемии для шахмат станет необходимость конкурировать с другими дисциплинами в онлайне, где раньше соперничать приходилось только с геймерами.