«Тотальная катастрофа»: в каких отраслях еще осталась работа и можно получить прибавку к зарплате
Сервисы по поиску работы жалуются, что у них теперь каждый день как воскресенье: соискатели не откликаются на вакансии и не ищут работу. Компании продолжают активный рекрутинг лишь в нескольких сферах. Это торговля продуктами питания и ретейл, госслужба, безопасность и медицина. А в службах доставки даже произошло повышение оплаты труда.
В августе онлайн-рекрутер HeadHunter опросил российских работодателей на тему их восприятия текущей рыночной конъюнктуры, а также о планах расширять штат и увеличивать зарплаты. Из опрошенных 134 компаний абсолютное большинство — 86% — называли свое положение на рынке стабильным или позитивным. «Сейчас видно явное смещение в сторону стабильности, без уклона в негатив», — отмечалось в отчете HeadHunter. Ожидания от 2020 года также были оптимистичными. Например, 62% работодателей планировали расширить штат, 46% — увеличить оклад своим сотрудникам. Сегодня от этого оптимизма не осталось и следа. «На рынке труда — тотальная катастрофа. Если карантин затянется до конца апреля с переходом в майские праздники и до конца мая, в ближайшие полгода нас ждет 20-25 млн безработных по всей России и рост преступности», — уверен сооснователь рекрутингового сервиса SuperJob Алексей Захаров. Кто в сложившейся ситуации попал в группу риска, а кому можно не беспокоиться даже в условиях турбулентности на рынке труда?
Кого ждет увольнение?
За последние недели количество предложений на портале SuperJob сократилось на 25%. В начале марта на сайте было постоянно размещено более 400 000 активных объявлений о работе, теперь — не более 300 000. Наиболее заметно упал спрос на сотрудников гостиничной и туристической отраслей, общественного питания, искусства и развлечений, а также спортивной и фитнес-индустрии. «Мы не можем дать цифры из уважения к нашим клиентам и их бизнесам, но ситуация там страшная», — отмечает представитель пресс-службы SuperJob.
Еще драматичнее сократилась активность найма и отклика. «Любой день мы оцениваем как очень активное воскресенье. Люди не откликаются на вакансии и не ищут работу. Все как будто замерли, потому что не знают, что будет дальше», — описывает ситуацию Захаров. По словам основателя SuperJob, если до кризиса 400 000 объявлений конвертировались примерно в 3 млн рабочих мест (одна массовая вакансия, например, продавец-кассир в сетевом супермаркете, могла дать 1000 рабочих мест). Сейчас эта цифра не дотягивает даже до 1 млн.
В целом только в Москве, по оценке столичного отделения «Деловой России», в отраслях, которые больше всего страдают от последствий пандемии, занято 1 млн человек, в том числе 400 000 человек — в общепите, 300 000 — в учреждениях культуры и креативной индустрии, 200 000 — в фитнес-центрах и спортивных организациях, 160 000 — в гостиницах и по 30 000 — в гостиничном бизнесе и оказании услуг в сфере здоровья. Работы могут лишиться от 500 000 до 1 млн человек, оценивали в деловом объединении в начале апреля.
В первой группе риска — занятые в малом и среднем предпринимательстве. По оценке Захарова, это 20 млн человек, большинство из которых останутся после кризиса без работы: их работодатели либо сократят штат, либо не откроются вовсе.