Оценка «прилично»
Наши коллеги из британского «Татлера» отбросили нож с вилкой и пишут новые правила светского этикета
А ведь когда-то все было так просто… Читаешь по слогам справочник Дебретта Guide to Etiquette and Modern Manners — и твое светское образование ничуть не хуже, чем у королевы Елизаветы. Если позовут на королевскую дачу Балморал, будешь знать то же, что и сосед по столу: например, что хлеб не кусают, а по маленькому кусочку отщипывают. Маркизы и баронессы добрых старых времен маялись от безделья, у них было время соблюдать эту ерунду. А теперь все аристократы где-то работают — кто в благотворительности, кто немножечко шьет — и, сидя в офисах, стремительно дичают. Ведь их учили, что невежливо есть из тарелки, когда коллеги пальцами вылавливают из пакетиков свои бобы лима, придерживая ногой дверь холодильника.
Быть воспитанными становится тем труднее, чем дальше мы погружаемся в XXI век. Дебретт с его трудоемкими формальностями устарел. Но некоторые выходки, надеемся, всегда будут считаться дурным тоном. Например, натирать кокаином жареную индейку не ОК, хотя один неджентльмен в Лондоне так регулярно делает. Звать гостей на частную вечеринку в Сиену во время Палио, а потом присылать им по почте счет тоже гадко — мы очень обиделись. Постить фотографии Меган Маркл, которая пила сегодня с тобой чай, неэтично. Если Меган нельзя этого делать, то нам с вами тоже нельзя. Если герцогиня (другая, но не важно) пригласила вас к себе в замок, не надо красть из ванной большую бутылку шампуня Bamford. Вы не представляете, какими словами мне жаловалась на вас хозяйка. «Они что думают, у меня сраная гостишка?» — это еще самое приличное из ее длинного монолога.
Наши старинные английские забавы стоят все дороже — чаевые за услуги реальных людей, не алгоритмов, растут как на дрожжах. Недавно егерь на охоте выкатил идеально воспитанному в Итоне Оливеру Маскеру такую сумму чаевых, что опытный светский деятель (он даже был женихом Марианны Фейтфулл. — Прим. «Татлера») обомлел: «Я хочу дать деньги на чай, а не трахнуть его!» А что делать? Отказать в чаевых — чудовищная бестактность.
Времена меняются, появляются новые правила. Но раз они новые, можете, если хотите, их нарушать. Иногда жизнь ставит такие задачи на сообразительность, что просто беда. Вот, например: воровать шампунь в гостинице можно, в частном доме — нельзя. А что делать, если частный дом предлагает гостям платные услуги? Во дворце Бленхейм у герцога Мальборо Чарльза Спенсера-Черчилля завели парикмахерскую для гостей (стрижка — £50, укладка — £30). Тем, кто приехал к герцогине Дерби на охоту, предлагают процедуры в Knowsley Spa. В XIX веке, услышав такое, даже экстравагантный пятый герцог Лонгсдейл («почти император, не совсем джентльмен») выпал бы в осадок.