Танго, сальса, тверк: почему не все танцы одинаково полезны
Танцевальные школы обещают научить красиво двигаться любого, независимо от уровня подготовки. Кого-то шаги на паркете ведут к приятным переменам в жизни, а кому-то напоминают о давних страхах и неудачах. Как выбрать подходящий стиль, который будет приносить удовольствие от процесса? И какие меры предпринять, чтобы парный танец не пробудил грустные воспоминания?
«Танцы изменили многое. Я теперь иначе воспринимаю людей, отношусь к жизни веселее и «не парюсь», — делится 41-летняя Марина. — Учусь доверять мужчинам. Я руковожу отделом в большой компании, сама принимаю решения. По натуре — в большей степени вождь. Ребята в школе во время занятий тактично просят меня «побыть девочкой» и не вести их за собой. Раньше я бы обиделась, а сейчас меня это трогает и радует».
39-летней Лане занятия сальсой помогают узнавать не только людей, но и мир, и саму себя. Вместе с командой они объездили полстраны по фестивалям и вечеринкам. И это оказалось нормальным: сорваться на выходные и мчаться на другой конец России, чтобы просто потанцевать. «В любом городе, куда бы ни приехала по делам, мне есть куда пойти, и там я буду своя. О круге знакомств даже говорить не приходится: у нас представлены все — от крановщиков до банкиров. И при этом никто не обращает внимания на социальное положение, критерий другой — удобный партнер или нет».
Для 42-летней Ларисы движение под музыку — источник энергии и способ справиться с плохим настроением: «Когда мне грустно — я танцую. Включаю песню и думаю: поплакать, что ли? Но ритм диктует — двигайся. И уже не до слез. Когда мне нужна женская энергия, чтобы напитать дорогих мне людей, я опять танцую. Когда чувствую, что глупею и зашорена, — беру новый стиль. Например, самбу вместо востока, и тело меняет привычные движения, выходит из зоны комфорта, мозги тоже по-другому думают».
В отличие от занятий спортом, в танце тело развивается более гармонично, налаживаются механизмы связи и цельности, считает преподаватель школы аргентинского танго Elcentro Людмила Илюхина. «Если танцевать в паре или группе, то прокачиваются коммуникативные навыки, контакт и умение слышать другого, но на более глубоком телесном уровне».
«Если мы что-то делаем телом, это хорошо запоминается, и мы выходим из переживаний прошлого. Работая с телом, мы можем находиться только в моменте «здесь и сейчас», где как раз и происходит переработка этих переживаний. Любая телесная работа придает людям уверенности. Я чему-то научился и могу это ощутить. Такую уверенность тяжело отнять, — объясняет телесно-ориентированный терапевт Алексей Ежков. — Кроме того, в занятиях танцами меняется физиологическое состояние, улучшается гормональный фон и гомеостаз. В момент физической нагрузки включаются отделы мозга, которые не работают или недостаточно активны, когда мы сидим на стуле».
Иногда танец задействует древний — рептильный — мозг, погружая в глубокое трансовое состояние. Особенно это проявляется в этнических танцах. «Шаманы так и излечивали людей, когда вместе с соплеменниками входили в трансовые состояния, во время которых происходила утилизация травматического материала с их помощью или с помощью группы. Когда мы танцуем в группе, работает коллективное бессознательное. Вместе мы помогаем себе и другим перерабатывать сложные переживания, за счет вполне объяснимых наукой осязаемых вещей, зеркальных нейронов, при этом не проговаривая переживания».
Не каждая группа — группа поддержки
Любая телесная работа полезна, считает Алексей Ежков: «Мы существа социальные, и большинству из нас требуется общество. Группа, которая работает с телом, — это тоже социальная среда, и участие в ней помогает нашей психике обрести буквально навыки контактирования, чувствования себя и других через себя. Есть такая идея в гештальте: мы все хотим контакта, но из-за травм, которые в той или иной степени затронули каждого из нас, мы разными способами прерываем его, прерываем сближение. Мы тянемся другу к другу и при этом бессознательно ставим на пути различные препоны».
Именно поэтому танец одновременно проявляет сложности в общении в обычной жизни — на работе, в семье, с друзьями — и помогает увидеть и, возможно, исправить наши социальные пробелы. Если мы хотим научиться общаться, понимать партнера, выстраивать отношения с группой, стоит идти не в спортзал, где мы контактируем разве что с железками, а танцевать.