Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи
Эстетика, нарративы, визуальные образы, фан-сообщества — в системе современной культуры Южной Кореи есть все, чтобы молодые люди могли почувствовать себя частью чего-то большого и одновременно уникального. Forbes Young разбирался, как российские зумеры поймали корейскую волну и что в будущем ждет их увлечение k-культурой

Корейская волна, или «халлю», — массовый интерес к южнокорейской культуре — стала феноменом: музыка, комиксы, сериалы, фильмы, книги, косметика и еда нашли миллионы ценителей, кажется, на всех континентах. Группы вроде BTS или Blackpink еще с конца 2010-х не раз становились лидерами музыкальных чартов, а отдельные исполнители уже строят мировую карьеру — как, например, ROSE, чей хит Apt, записанный с Бруно Марсом, набрал 700 млн просмотров в YouTube быстрее, чем хит Gangnam Style рэпера Psy. Сериал «Игра в кальмара» стал одним из самых популярных проектов от Netflix и разошелся на мемы, в 2020 году драма «Паразиты» режиссера Пон Чжун Хо получила премию «Оскар» как «Лучший фильм», а писательница Хан Ган стала лауреатом Нобелевской премии по литературе 2024 года.
«Молодежь всегда искала самовыражение в музыке, одежде, убеждениях и с этой целью примыкала к той или иной субкультуре. В 1970-х это был рок, в 90-х — рэп, в нулевых — эмо и готы, — рассуждает Катерина Недзвецкая, продюсер и основатель стратегического креативного агентства Eich (ex. Netclip). — В каждом случае важен не только жанр музыки или стиль одежды, а возможность сказать: «Вот кто я» — пусть и чужими словами, но на своем языке». По словам Недзвецкой, современная молодежь делает то же самое, что и ее предшественники, но в глобализированной цифровой культуре, которая ярко представлена южнокорейскими трендами: k-pop, дорамами (телесериалами), модой и бьюти-контентом.
Forbes Young решил разобраться, что особенно ценят молодые люди в корейской культуре и как долго продлится эта любовь.
Экспорт поп-культурных феноменов
Корейский тренд — это мировое явление, которое тесно связано с трансформацией Южной Кореи из промышленной державы в глобального лидера. Экономическая база позволила стране инвестировать в технологии, образование и развитие креативных индустрий, что стало фундаментом для роста ее культурного влияния на другие страны. «С годами Корея превратилась в одного из крупнейших экспортеров поп-культурных феноменов на мировую арену», — поясняет директор по маркетингу и коммуникациям бренда эмоциональных товаров modi Максим Кирьянов.
«Во-первых, современная культура Южной Кореи ориентирована на постоянный выпуск разнообразного контента, который вовлекает его потребителя в целый мини-мир: актеры активно участвуют в телешоу, а соцсети k-pop-групп пестрят множеством фото и видео, поток которых становится еще больше в период выхода новых песен, — рассказывает кореевед Кристина Банбан. — Таким образом, создается ощущение сопричастности и приобщенности, а личность или же амплуа актера или исполнителя раскрывается настолько, что для многих зумеров просмотр соцсетей кумира превращается в пассивную онлайн-дружбу, что может быть особенно важно для тех, кто нуждается в поддержке».
Банбан отмечает, что некоторым молодым людям это позволяет чувствовать себя менее одинокими, несмотря на то что личный контакт с интересным и талантливым человеком, который готов безусловно дарить любовь своим фанатам, вряд ли когда-либо произойдет. С другой стороны, общий интерес дает зумерам возможность социализироваться, находя новых друзей из фанатского сообщества как онлайн, так и офлайн.
«Кроме того, корейская культура представляет собой уникальную альтернативу западной, к господству которой все давно привыкли, а также японской, набравшей популярность по всему миру немного раньше корейской, — продолжает Банбан. — Корейцы смогли создать собственный узнаваемый образ в массовой культуре: песни имеют особое звучание, которое не характерно для западной музыки, а дорамы и вебтуны (цифровые комиксы. — Forbes Young) цепляют сюжетами, в которых ярко раскрываются культурные особенности и реалии Южной Кореи. Например, из вебтуна «Сыр в мышеловке» можно узнать про южнокорейскую систему образования, манхва (комикс. — Forbes Young) «Выходи замуж за моего супруга» описывает болезненную для корейцев тему брака, а в дорамах «Алые сердца: Корё» и «Вернуться в 1988» показана жизнь средневековых аристократов и обычных людей бурных 1980-х соответственно».

Другой важный аспект, подчеркивает Банбан, — в умении корейцев вплетать в контент элементы своей традиционной культуры, что вызывает у зумеров интерес не только непосредственно к песням, дорамам и вебтунам, но и к истории Кореи и ее классическому искусству и ремеслам. «К примеру, Ким Намджун из бойз-бэнда BTS хоть и выкладывает фото с выставок по большей части современных художников и своей коллекции их же работ, но также отдает дань средневековым мастерам, демонстрируя любовь к старым ширмам и так называемым лунным вазам. Традиционный наряд ханбок пользуется популярностью у артистов: помимо самих BTS, использовавших его в качестве сценического костюма, в него охотно одеваются и другие k-pop-группы, например ATEEZ и KARD», — разъясняет Кристина Банбан.