Как найти точку опоры в тяжелые времена и не потерять семью

ForbesРепортаж

«Создавать островки безопасности»: Людмила Петрановская о том, как пережить кризис

Ольга Павлова

Людмила Петрановская (Фото DR)

Людмила Петрановская — семейный психолог, автор книг, сооснователь Института развития семейного устройства, который оказывает психологическую помощь семьям с приемными детьми. Мы поговорили с ней о том, какими могут быть отложенные последствия кризиса, как найти точку опоры в тяжелые времена и что делать, если разные взгляды на происходящее привели к расколу в семье.

― Похоже, нас всех ждут серьезные испытания. В новых условиях оказалось очень сложно работать. Как пережить этот стресс?

― Да, все вокруг в шоке, я в том числе. Ощущение такое, что мозг выгорел за время сильнейшего стресса от всех этих эмоций. Скоро все будем потихонечку возвращаться в рабочее функционирование, начнем планировать. Но пока всем тяжело.

С другой стороны, и я, и все мои коллеги отмечаем, что, когда работаешь, становится легче. Иногда в эти дни перед началом группы или консультации казалось, что нет сил, что нечего людям сказать, что хочется просто забраться под стол. А потом начинаешь — и дело идет. Работа — это кусок нормальной жизни, где ничего не изменилось. Это известное наблюдение: профессиональные компетенции при любых расстройствах психики страдают последними. А стресс — это тоже своего рода расстройство. И как ни странно, когда тебе самому плохо, ты все-таки можешь кому-то помочь.

― Как с точки зрения психологии описать то, что сейчас происходит? Нас ждет посттравматический синдром, о котором сейчас много говорят?

― О посттравматическом состоянии мы говорим, когда есть прямая угроза жизни, здоровью, благополучию. Все-таки в России мы сейчас не находимся в состоянии прямой угрозы. Если говорить, например, о россиянах, которые в ужасе от происходящего, то это, скорее, травма свидетеля и страх. Это разные ситуации.

Что можно делать? Испытывая запредельный стресс, связанный с угрозой жизни, мы включаем психическую защиту ― диссоциацию: «это не со мной», «я не вполне здесь». Люди с таким тяжелым опытом часто описывают, что они как будто наблюдали себя со стороны в это время. Это хороший защитный механизм, позволяющий сохраниться в ситуации ужаса, но в этом состоянии нельзя находиться долго, из него нужно выходить. И важно, как только человек снова оказывается в безопасности, вернуться к себе самому.

Пока безопасность не наступила, пугающие нас события продолжаются, важно создавать «островки безопасности», насколько это возможно. Если прямо сейчас удалось добраться до безопасного места — хорошо, если прямо сейчас есть возможность просто спокойно посидеть ― значит, я ценю эту возможность, если сейчас тепло, не страшно, близкие со мной — это уже какая-то безопасность. В такие моменты надо стараться быть «здесь и сейчас» всеми чувствами и осознавать это. Даже если это всего полчаса покоя, они должны быть ваши. Возвращайте контакт с телом, обнимайте близких, концентрируйте внимание на чем-то приятном: тепло от печки, солнечный свет, звук дождя, мурчание кошки. Это тот способ, с помощью которого мы сможем снизить издержки. Ведь любые испытания заканчиваются, а следы напоминают о себе десятилетиями, они калечат людей, их детей, всех вокруг. Мне кажется, сейчас очень важно об этом помнить и стараться снизить этот посттравматический след.

— А еще сравнивают реакцию на все события со стадиями проживания горя, потери.

― Конечно, но тут важно понимать, что описанные стадии проживания потери ― не только про горе. По сути, это стадии проживания адаптации к большим изменениям в жизни. Потеря ― это только один из видов изменений. Нечто подобное происходит и в ситуации счастливого приобретения — например, многие это проходят, когда появляется ребенок. Там есть и отрицание, и гнев, и торг, даже может быть депрессия.

Все эти стадии в реальности не движутся последовательно, это динамический, сложный процесс, который схож с адаптацией к кардинальным изменениям. Но, конечно, к потере адаптироваться гораздо больнее, чем к чему-то радостному. И да, мы все находимся в состоянии потери сейчас. Каждый теряет свое. Мы даже не можем пока провести инвентаризацию всего, что мы теряем, поскольку процесс не закончен. Поэтому пока сложно прийти к адаптации.

В этом смысле нынешняя ситуация сложнее, чем, например, когда происходит что-то разовое: стихийное бедствие или какая-то катастрофа, после которой люди начинают приходить в себя и восстанавливаться. А в нынешней ситуации пока непонятно, когда это закончится.

— За новейшую историю страны мы пережили уже столько кризисов, что есть ощущение, что мы закаленные и способны многое преодолеть. Так ли это?

― Да. Только отдельный вопрос: зачем это все? Зачем нам все время преодолевать? Как будто мы в какой-то петле: как только у нас начинается хоть сколько-нибудь нормальная жизнь, обязательно найдем способ все это уничтожить, обнулить и опять перейти в формат выживания.

Эта черта характерна для людей с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Они хорошо функционируют в стрессовой ситуации. И как только стрессовая ситуация рассасывается и жизнь начинает налаживаться, они осознанно или неосознанно создают себе новую стрессовую ситуацию. Потому что умеют жить только в состоянии острого стресса. И затягивают в эту воронку окружающих.

Вот и нам приходится все время выживать, бороться, постоянно что-то преодолевать. Это, конечно, беда, потому что это не позволяет восстановиться после всех травм. Как только начинает что-то восстанавливаться, как только люди размягчаются, как только они становятся эмпатичнее, задумываются о развитии, об обустройстве чего-то ― все сносит очередным кризисом.

― Да, многие говорят, что сейчас рушится то, что некоммерческие организации создавали долгие годы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Снова в школу: 14 важных советов родителям Снова в школу: 14 важных советов родителям

Советы, которые пригодятся родителям школьников с сентября до мая

Домашний Очаг
«Тоска по дому» — новый роман Эшколя Нево о любви и родине «Тоска по дому» — новый роман Эшколя Нево о любви и родине

Отрывок из книги «Тоска по дому» — истории о семье и значении дома

СНОБ
Инверсное мышление: как похудеть и избавиться от долгов, думая о плохом Инверсное мышление: как похудеть и избавиться от долгов, думая о плохом

Как мысленная уловка поможет избавиться от проблем и достичь целей

РБК
Вместо спортзала. Как сделать из прогулки полноценную тренировку Вместо спортзала. Как сделать из прогулки полноценную тренировку

Несколько режимов прогулки, которые помогут заменить любые походы в фитнес-клуб

Лиза
Как научиться носить каблуки: секреты красивой походки Как научиться носить каблуки: секреты красивой походки

Нужно научиться правильно ходить на каблуках? Мы поможем тебе в обучении!

VOICE
Семейное право Семейное право

С чем сталкиваются сводные семьи и как от выживания перейти к процветанию

Psychologies
Как не повторять ошибки родителей в собственных отношениях: 3 шага Как не повторять ошибки родителей в собственных отношениях: 3 шага

Какие бывают родовые сценарии

Psychologies
18 самых непростительных и дурацких ошибок, которые каждый совершает на кухне 18 самых непростительных и дурацких ошибок, которые каждый совершает на кухне

Проверь, что ты делаешь не так на кухне, и запомни, как делать все так

Maxim
8 дешевых способов спасти машину от угона. Советы экспертов 8 дешевых способов спасти машину от угона. Советы экспертов

Как обезопасить авто от угона с помощью обычного светодиода?

РБК
Спячка позволила желтобрюхим суркам притормозить эпигенетическое старение Спячка позволила желтобрюхим суркам притормозить эпигенетическое старение

Впадая в спячку, сурок не только пережидает холода, но и продлевает себе жизнь

N+1
Как узнать, какой пластик можно перерабатывать: разбираемся в маркировке Как узнать, какой пластик можно перерабатывать: разбираемся в маркировке

Разбираемся в маркировке пластика

Cosmopolitan
Спасение рядового интеллигента: стоит ли смотреть драму «Сядь за руль моей машины» Спасение рядового интеллигента: стоит ли смотреть драму «Сядь за руль моей машины»

Почему «Сядь за руль моей машины» лучшее кино для сегодняшнего дня

Forbes
Гори, ясно? Гори, ясно?

Как загореться тем, что действительно важно, и не погаснуть

Harper's Bazaar
Ангельское число 666: что оно означает и почему его не нужно бояться Ангельское число 666: что оно означает и почему его не нужно бояться

Что означает число 666 и как действовать, если ты стала слишком часто его видеть

Cosmopolitan
«Почему ты била меня в детстве?» Как воспитывала Сталина его мать Кеке «Почему ты била меня в детстве?» Как воспитывала Сталина его мать Кеке

Мать Сталина всегда верила, что ее сына ждет особая судьба

Cosmopolitan
Анна Варпаховская. Ангел навынос Анна Варпаховская. Ангел навынос

Удивительно, но Анна Варпаховская за сорок лет не слишком изменилась

Коллекция. Караван историй
7 пород собак, которые всегда встанут на защиту хозяина 7 пород собак, которые всегда встанут на защиту хозяина

Если вы хотите, чтобы ваша собака защищала вас, то присмотритесь к этим породам

Популярная механика
10 продуктов, которые полезны для сердца 10 продуктов, которые полезны для сердца

Как правильное питание может оказать влияние на здоровье сердца

Популярная механика
Семейные ценности Семейные ценности

Джейми Дорнан — о важности картины Кеннета Браны «Белфаст»

Grazia
Самые таинственные звуки планеты: Ктулху пробуждается Самые таинственные звуки планеты: Ктулху пробуждается

Bloop, скрипы Bio-duck, сигнал Upsweep и другие необъяснимые звуки планеты

Популярная механика
LYRIQ LYRIQ

LYRIQ — о творческом пути, первых заработках и звездной болезни

ЖАРА Magazine
Пиво для перца, молоко для огурцов и еще 10 лайфхаков для дачников Пиво для перца, молоко для огурцов и еще 10 лайфхаков для дачников

Советы для всех, кто хочет получить хороший урожай на собственном огороде

Популярная механика
Что посеем… Что посеем…

Какой вектор развития выберет российский агропром на ближайшие годы

РБК
Как работали таксисты в СССР Как работали таксисты в СССР

Как жили и работали таксисты в Советском Союзе?

Maxim
Красота и жертвы: пластический хирург о неудачных операциях и их последствиях Красота и жертвы: пластический хирург о неудачных операциях и их последствиях

Чем может обернуться ринопластика, маммопластика и блефаропластика?

VOICE
5 одноразовых вещей, от которых необходимо избавиться прямо сейчас 5 одноразовых вещей, от которых необходимо избавиться прямо сейчас

Вещи, от которых отказаться совсем не сложно, чтобы помочь планете

Популярная механика
Танец воды: 21 самый необычный фонтан мира Танец воды: 21 самый необычный фонтан мира

Современные мастера добавили красоте красок, воде — огня, а трубам — прочности

Вокруг света
Существует ли метеозависимость на самом деле? Мнение ученых Существует ли метеозависимость на самом деле? Мнение ученых

Метеозависимость: правда или миф

VOICE
Я так вижу Я так вижу

Женя Миронов рассказал о своем понимании правды в искусстве

Grazia
«Экономическая бойня»: как Венесуэла десятилетиями переживает кризис из-за санкций «Экономическая бойня»: как Венесуэла десятилетиями переживает кризис из-за санкций

Как на Венесуэлу повлияли разрушительные санкции США?

Forbes
Открыть в приложении