Линия жизни
В мультфильме о блокаде режиссера и аниматора Миши Сафронова православные, мусульмане, буддисты, атеисты и немецкий летчик молятся об освобождении Ленинграда.
«Ленинградская молитва» — это мультфильм для детей, и снят он на очень взрослую и травматичную для всех жителей нашего города тему блокады.
Сама идея не моя: прошлой весной к нам в студию «Да», которой я руковожу, обратились ленфильмовские продюсеры Лариса Гучковская и Рустам Хайретдинов с предложением поучаствовать в анимационном альманахе «Блокадные судьбы». В него войдут еще два фильма — «Чужая музыка» Анастасии Копыловой и «Тревожная ночь» Константина Бирюкова. Наш о том, как православные, буддисты, мусульмане, не знающий молитв и читающий «Веселых чижей» мальчик и даже немецкий летчик просят о благополучном для Ленинграда исходе бомбежек.
Как этот сюжет появился?
Изначально существовали лишь наброски и зарисовки, которые сделал Вадим Михайлов — сценарист «Ленфильма » и блокадник. Меня зацепила история про редкое единодушие по большому счету разобщенных конфессий, но пришлось переписывать сценарий, конечно. Так, героя изначально не было — планировалось показывать, как бабушки в платочках постепенно стекаются в храм из разных концов города: сначала одна, две, потом больше и больше. Я стал думать, кто может стать главным персонажем. Так как этот фильм для детей, логичным показалось сделать ребенка основным героем.
История выдуманная?
Да, это абсолютный вымысел. Например, дацан закрыли в 1937-м, всех лам расстреляли — буддизм был вне закона. А в синагоге нам рассказали, что к ним почему-то свозили трупы, хотя она в блокаду была действующей. Так что происходящее в «Молитве» — допущение, и хотелось объяснить, где сказка и ложь, — сделать пояснительные титры. Но продюсеры попросили этот острый момент убрать. После первого варианта аниматика было беспокойство с их стороны: тема блокады — острая. Шумиха, к примеру, возникла из-за фильма «Праздник» Алексея Красовского. Он еще не успел выйти, а вокруг было уже множество негативных отзывов, как и с фильмом Алексея Учителя «Матильда».
Но при этом историческим консультантом у вас выступил один из главных специалистов по истории блокады Никита Ломагин.
Он чрезвычайно помог. Дело в том, что основное место действия «Молитвы» — квартира, а я не мог понять, насколько правдоподобна ситуация: мог ли мальчик быть в ней один, надо ли показывать всю семью, соседей, какие есть несоответствия. Я был страшно неуверен, но Никита Андреевич четко ответил на все вопросы. Также с художником-постановщиком Катей Толстой мы общались с военными консультантами Олегом Тесленко и Свеном Харпортом: про самолеты и технику в целом — какая кнопка где расположена, может ли так быть, чтобы бомбу не сбросили, чтобы на ней написали «Подарок Ленинграду»,