О новых подходах в режиссуре экспозиций и чего ждать от «Манежа» дальше

Собака.ruБизнес

Анна Ялова

Текст: Олеся Пушкина. Фото: Елена Резвова

Тренч USHATAVA, платье и сапоги LOVE REPUBLIC

Выпускница СПбГУ по специальности «музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и экс-журналист, уже год как приняла руководство ЦВЗ «Манеж», убрав приставку «зам-» от должности «директор». Но стратегией и фандрайзингом дело не ограничивается: Анна — автор концепций проектов «Первая позиция. Русский балет» и «Город-герой Ленинград», ставших самыми посещаемыми за всю историю главной выставочной площадки Петербурга (у «Балета» — всего 176 000 зрителей, а у «Ленинграда» — 50 000 в первый же месяц — и это абсолютный рекорд!).

Выставка «Город-герой Ленинград» — очень лаконичная по архитектуре и очень эмоциональная по содержанию. Такое торжественное и историческое название родилось сразу?

Мы были уверены: проект должен называться только так, и никак иначе. Именно Ленинград — главное действующее лицо экспозиции, это рассказ про подвиг города и подвиг горожан. Мы подготовили аудиоспектакль — зритель идет по выставке, а его сопровождают голоса пяти ленинградцев (их озвучили Нина Усатова, Тихон Жизневский, Сергей Мардарь, Евгения Фадеева и Ярослав Грабельный!) — и это социальный срез жителей осажденного города: женщины, дети, представители творческой и научной интеллигенции, члены их семей. Мы знаем, что блокада — это голод, холод, страх и смерть. Нашей выставкой мы хотели показать, почему Ленинград не удалось сломить — ведь даже в это страшное время ленинградцы находили в себе силы работать, противостоять врагу, верить, творить, любить.

Звучит как задача из высшей математики.

Да, и мы сделали выставку очень быстро — за девять месяцев. Для такого большого проекта — сроки минимальные: 4 000 квадратных метров, больше 600 предметов, в ней участвуют 50 музеев, архивов, библиотек и частных коллекционеров.

А началось все в апреле 2023-го: вместе с председателем комитета по культуре Санкт-Петербурга Федором Болтиным мы думали о выставке, которая показала бы жизнь осажденного города, сохранение его культурного и архитектурного наследия, мужество ленинградцев. Так родилась концепция: сопричастность, сочувствие — вот что самое важное. Только через эмоциональное сопереживание рождается понимание истории: мы решили, что необходимо рассказать не только факты о блокаде, но помочь зрителю прочувствовать, что пережили и испытали жители блокадного города.

Срежиссировать эмоции на выставке — как вы собирались с этим работать?

Я обратилась к тому, кто умеет соединять эмоции и информацию в высшей степени профессионально — к художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокину. «Знаю человека, который точно справится с этой сложнейшей задачей», — сказал Валерий Владимирович, и режиссером проекта стал Антон Оконешников. Я пришла на спектакль Антона «Двенадцать», была впечатлена именно режиссерской работой, а после мы долго разговаривали о блокаде, и стало понятно: у нас схожее представление о том, каким должен стать «Город-герой Ленинград».

Вскоре к нашей команде присоединились театральный художник Анастасия Юдина, архитектор Петр Толпин и драматург Анастасия Букреева (именно она работала с историческими дневниками блокадников и прописывала характеры персонажей для аудиогида!). Кроме того, над выставкой трудилась очень серьезная команда научных консультантов, а возглавил ее Никита Андреевич Ломагин — один из самый авторитетных историков блокады. И с ним мы сверяли буквально каждый наш шаг!

Например, мы хотели показать, как в блокаду работали рынки, но Никита Андреевич сказал: «Нет, ребята, все было совсем не так, как сейчас». Рынки того времени — это не торговые ряды, а стена с объявлениями. Например. «Обменяю на крупу и хлеб: 1) Санки детские (з-д. Кр. Знамя), 2) Шапка жен. чернобурая лисица, 3) Кухонный столик». Или: «За эвакуацию из Ленинграда за одного человека любым способом даю рояль “Шредера”». Узнав это, Анастасия Юдина предложила ход с инсталляцией: груда сложенной друг на друга мебели, а обратная сторона — стена с текстами подлинных объявлений того времени. Конечно, выставка — это художественное осмысление, но быть исторически корректными с фактами для нас было принципиально важно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На все времена На все времена

Элегантный интерьер в стиле софт-минимализм

SALON-Interior
Сколько баллов в урагане чувств? Сколько баллов в урагане чувств?

Как повысить уровень EI и доказать – будущее не за роботами

Psychologies
Масленица в Коломне Масленица в Коломне

Кругом угощения, блины, сладости! И этот дух сохранили в Коломне и сегодня!

Лиза
Сомнительно и о’кей. Худшие и лучшие соусы и сыры к картофелю фри Сомнительно и о’кей. Худшие и лучшие соусы и сыры к картофелю фри

Секреты вкусного картофеля фри: как подобрать соус и сыр

СНОБ
Только вперед Только вперед

Детские и недетские вопросы — от важности побыть одному до индульгенции границ

Psychologies
W — значит валлийский W — значит валлийский

«Путь»: нелепая антиутопия Майкла Шина и Адама Кёртиса

Weekend
Что не так с «Большими девочками»? 4 главные проблемы популярного шоу о похудении Что не так с «Большими девочками»? 4 главные проблемы популярного шоу о похудении

Почему шоу «Большие девочки» транслирует неправильные идеи

Psychologies
Какой же вы интеллектуал с чувством юмора, если не знаете эти 14 цитат советского гения смешного Аркадия Аверченко! Какой же вы интеллектуал с чувством юмора, если не знаете эти 14 цитат советского гения смешного Аркадия Аверченко!

Каждый интеллектуал с чувством юмора обязан знать эти цитаты Аркадия Аверченко

Maxim
Зуммерам грозит эпидемия близорукости! И вот почему это произойдет: мнение эксперта Зуммерам грозит эпидемия близорукости! И вот почему это произойдет: мнение эксперта

Западный специалист указывает на потенциальную «эпидемию слепоты» среди зуммеров

ТехИнсайдер
Эта Барби — продюсер: как Марго Робби создает и поддерживает женское кино Эта Барби — продюсер: как Марго Робби создает и поддерживает женское кино

Как LuckyChap Entertainment спродюсировала «Барби»

Forbes
Психопаты, социопаты, нарциссы: в чем разница Психопаты, социопаты, нарциссы: в чем разница

Социопаты — это не серийные убийцы, которых мы привыкли видеть на экранах

Psychologies
Сами с клыками Сами с клыками

История про знакомство девушки-кровососки и суицидально настроенного тинейджера

Weekend
Создатель усиленной красоты Создатель усиленной красоты

Модельер Клод Монтана сформировал парижскую моду 1980-х — начала 1990-х

Weekend
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
На новой волне На новой волне

Почему так важна саморефлексия и как ее в себе прокачать

Лиза
Биохакинг: Победить старение и смерть Биохакинг: Победить старение и смерть

Что говорит про мечты о вечной молодости настоящая наука?

Новый очаг
«Пустые клеточки» таблицы Менделеева «Пустые клеточки» таблицы Менделеева

Откуда берутся новые химические элементы? Зачем расширять таблицу Менделеева?

Наука и жизнь
Постоянство становится внутренним днем сурка: как любовь превращается в быт Постоянство становится внутренним днем сурка: как любовь превращается в быт

Роман «Другие ноты» — о предательстве, горе, о недосказанности и молчании

Forbes
«Это я — Эдичка» — непонятый роман Эдуарда Лимонова «Это я — Эдичка» — непонятый роман Эдуарда Лимонова

Скандальный роман Эдуарда Лимонова, содержание которого понимают неправильно

СНОБ
Расклад такой Расклад такой

Пора стереть с собственного лица следы усталости от зимы, морщины и купероз!

Собака.ru
В мире странствий В мире странствий

Мы поговорили с Ниной о том, как важно ничего не бояться, даже «в Африку гулять»

OK!
В свободном полете В свободном полете

Самые внеземные коллекции одежды в истории моды

Men Today
Детская травма отверженности в семьях успешных и знаменитых Детская травма отверженности в семьях успешных и знаменитых

Как же росли известные всем личности из мира литературы?

Psychologies
«Никому не верю»: как празднуют первое апреля в разных странах «Никому не верю»: как празднуют первое апреля в разных странах

Рассказываем, как принято отмечать День дурака в разных уголках планеты

ТехИнсайдер
Дом Лансере Дом Лансере

Мы идем в гости к хранителю не только художественных образов

Seasons of life
«Замужняя невеста»: женитьба двести лет тому назад «Замужняя невеста»: женитьба двести лет тому назад

В Театре Моссовета — премьера спектакля Евгения Марчелли «Замужняя невеста»

Монокль
В духе модернизма В духе модернизма

Лаконичный одноэтажный дом в живописной местности в окрестностях Минска

Идеи Вашего Дома
Перевернутая Сибирь Перевернутая Сибирь

Петр Первый экзаменовал своих бояр по географии, пользуясь Большой картой Сибири

Вокруг света
Жизнь им к лицу Жизнь им к лицу

Как биохакеры пытаются победить переутомление, болезни и смерть

РБК
В маршрут все включено В маршрут все включено

«Я — капитан»: очень предсказуемый фильм Маттео Гарроне об африканских мигрантах

Weekend
Открыть в приложении