Чаевые
Гастрономический обозреватель SNC Саша Сутормина рассказывает, зачем нужны ресторанные премии — и есть ли в них правда? Спойлер: есть, но не шибко.
Конец 2017 года. Мы с Геннадием Иозефавичусом, красивые до невозможности и мучимые (по крайней мере один из нас — и это не Гена) похмельем, объявляем результаты петербургской ресторанной премии Wheretoeat. Дело происходит в зале «Астории». Значительная, выражаясь политкорректно, часть наших речей уделена помогающим материально – Геннадий нарекает премию «юбилейной национальной церемонией объявления спонсоров национальной премии». В другом исторически значимом отеле (московском «Метрополе») в этот же момент торжественно вскрывают конверты и гала-ужинают причастные к международному справочнику Gault & Millau, впервые подведшему итоги по Москве.
И если Wheretoeat в общем и целом проходит без «бэ», то экшен Gault & Millau вызывает слабую волну негодования в соцсетях, закрытых чатиках и обсуждениях за столами ресторанов. Некомпетентность гида поражала воображение даже не самых сведущих в деле гостеприимства. При чтении складывалось ощущение, что впервые приехавший в страну турист прошелся по семи ресторанам, в остальные не успел, зато, вложив всю душу, самозабвенно перепечатал старые пресс-релизы еще нескольких десятков заведений, выбранных методом тыка. Но сильной злости или сильного удивления это, впрочем, в кругах инсайдеров не вызвало: премии никогда не были показателем чего бы то ни было в ресторанной России. Чего бы то ни было, кроме грамотного пиара.
Да, непросто писать колонку о том, для чего нужны ресторанные премии и насколько они предвзяты, когда ты в жюри нескольких. Когда получила как лучший ресторанный журналист одну, другую вела, мимоходом организовала третью с друзьяшками (премию винных карт российских ресторанов Russian Wine Awards), – а скоро уж год, как и вовсе находишься и по другую сторону баррикад. На стороне рестораторов и виноторговцев. Ну а кому нынче легко.