Школа на замке: как самоизоляция изменит систему образования
Из-за карантина почти 16 млн школьников внезапно оказались на домашнем обучении. Для растущего рынка онлайн-образования текущий кризис — возможность выйти на широкую аудиторию. Но удастся ли компаниям сохранить новых клиентов после возвращения школ к обычной жизни?
До наступления пандемии коронавируса онлайн-сервисы в России по большей части занимались дополнительным школьным образованием — подготовкой к ЕГЭ и языковыми курсами. Игроки рынка практически не воспринимали государственное школьное образование как отрасль, открытую для бизнеса. Подготовка к ЕГЭ и курсы иностранного языка, напротив, свободны от строгих регламентов, и спрос на них не быстро, но уверенно рос: согласно исследованию ВШЭ, в 2016 году рынок онлайн-репетиторства оценивался в 3,6 млрд рублей, а уже в 2019 году, по данным исследования «Нетологии», он вырос почти втрое — до 10 млрд рублей.
Казалось, что с классическим школьным образованием все сложнее. Как правило, государственная система не способна к быстрым переменам, а большинство регионов не имеет ресурсов для модернизации. Однако нельзя сказать, что государство полностью игнорировало возможности обучения онлайн. В 2016 году в Москве запустился МЭШ, «Московская электронная школа» — электронная библиотека с учебниками и записями уроков. Доступ к архиву бесплатен, и учителя могут пополнять его самостоятельно. Замысел проекта получил положительную оценку американского образовательного сообщества.
Частные компании также изредка участвовали в проектах государственной системы школьного образования. Среди них электронный школьный журнал «Дневник.ру» и олимпиады от Foxford. Однако пока это были вспомогательные сервисы, не претендующие на замену школьного урока в классе. По прогнозам ВШЭ, доля онлайн-обучения в школах относительно рынка в целом должна была достичь 1,5% к 2021 году. Однако с поправкой на режим самоизоляции тенденция заметно усилится.
Неожиданный стимул и ожидаемые преграды
Полная домашняя изоляция учеников заставила школы экстренно искать решения для удаленной учебы. Министерство просвещения рекомендовало школам перейти на дистанционное обучение с 14 марта. Пока государство предложило единственный формат для некоторых регионов — платформу «Моя школа в online». Однако возможности проведения полноценных уроков ограничены: школьники могут лишь пользоваться материалами из стандартных учебников и общаться с учителями по электронной почте. Недавно на платформе появились вебинары, позднее планируется запуск образовательного телеканала с трансляцией уроков.