Сказки для президента: почему генетическое оружие невозможно
На заседании Валдайского клуба Владимир Путин в очередной раз упомянул о препаратах, которые «могут влиять избирательно на человека в соответствии с его принадлежностью этнической группе». Российские генетики объясняют, почему такие препараты принципиально невозможны
В четверг 18 октября президент РФ Владимир Путин принял участие в пленарной сессии XV заседания международного дискуссионного клуба «Валдай». Темой обсуждения был «Мир, в котором мы будем жить: стабильность и развитие в XXI веке». В ходе обсуждения вопроса о возможности разработки генетического оружия Владимир Путин заявил: «Эти разработки очень опасны и связаны с последними достижениями в области генетики. Из того, что видел, о чём там речь, выявляются какие-то препараты, которые могут влиять избирательно на человека в соответствии с его принадлежностью этнический группе. Во втором и третьем поколении наступают такие изменения, которые кардинальным образом меняют облик».
Есть ли объективные основания у опасений президента? Вот как комментирует его слова доктор биологических наук Олег Балановский, заведующий лабораторией геномной географии Института общей генетики РАН:
«Генетическое оружие — фантастика. Самой идее не откажешь в элегантности: берем особенность генома (так называемый маркер), который есть у представителей одного народа, но нет у другого, в качестве мишени. И делаем вирус, который поражает лишь людей с мишенью. Но несбыточность идеи в том, что таких маркеров просто нет. Раньше мы, специалисты по генетике населения, это предсказывали теоретически, а теперь, расшифровав целиком геномы людей из разных народов, на практике убедились, что ни одна из трех миллиардов букв нашего генома не обладает свойствами такой генетической мишени».