Сила в глубинке. Как заработать на франшизе в регионах
Современный франчайзинговый бизнес растет благодаря регионам. Если в 2008 году 80% франшиз предлагалось к продаже в Москве, то в 2017 году на столицу пришлось всего 30%
Для покупателей франшиз часто формируют несколько коммерческих предложений: проект для городов до 100 000 человек, от 100 000 до 500 000 и для условных «полумиллионников». Паушальный взнос в этом случае разный. Казалось бы, логика простая: больше трафик — больше прибыль. Такое деление на «столичные» и «обычные» франшизы запросто встречается в сфере услуг или в непродовольственном сегменте торговли (например, лаборатории «Гемотест» или магазины обуви Paolo Conte). Действительно, в мелких населенных пунктах нет смысла ставить высокопроизводительное оборудование, складировать большие товарные партии и наоборот. Стартовые затраты меньше, меньше и платеж.
Фастфуд, как правило, более гибкий: можно варьировать количество продукта на входе и выходе. Хотя и здесь размер паушального взноса могут увеличивать в 2-4 раза в зависимости от численности населения города (пример: сразу несколько франшиз подарочного шоколада). В то же время Subway не делает привязки к численности населения города. «Все зависит от самого места. При умеренной аренде бывает достаточно около 150 посетителей в день, чтобы будущий ресторан был высокорентабельным», — пишут на сайте. По собственному опыту могу сказать, что это верно: главный показатель — это рентабельность, а тут все индивидуально.
Простой обман
И на самом деле далеко не факт, что трафик и оборот напрямую зависят от того, крупный у вас город или маленький. Целевая аудитория может быть узкой, но сверхлояльной и обеспеченной (тайская кухня в мегаполисах), максимально широкой, но не слишком щедрой (детские товары в южных городах), и т. д. Первые франшизы по доставке еды в городах довольно долго приспосабливались даже к топографии. Сравните два миллионника: Екатеринбург (высотный и компактный) и Волгоград (длинный и узкий). Плотность населения первого — 3112 чел./кв. км, второго — 1182. В таких условиях свести логистику к единому шаблону невозможно. С одной стороны, служба доставки при большей плотности населения явно экономит на бензине, с другой — возможно, в густонаселенном районе придется содержать больше точек. То есть на рентабельность влияет множество факторов, а вовсе не величина города.