В Москве прошел первый Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд»

Русский репортерСобытия

Ника Пархомовская: «Мы выводим “особых” людей на сцену и направляем на них театральные фонари»

Анна Рыжкова. Фотографии: Дарья Хрипач; Владимир Аверин

В Москве прошел первый Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд». Это 12 спектаклей и 10 мастер-классов, в которых участвуют непрофессиональные актеры с разным социальным опытом, люди с ментальными особенностями, слепоглухие, дети-сироты… и зрители. Критик, куратор и креативный продюсер фестиваля Ника Пархомовская рассказала «РР», как театр помогает сделать «невидимых людей» видимыми и почему это работа не только по социализации не актеров на сцене, но и самого себя.

Почему у фестиваля такая приставка — «форум»?

Мы заложили в эту приставку несколько смыслов. Во-первых, известный режиссер Аугусту Боал назвал форум-театром изобретенный им метод работы, когда зритель может вмешаться в сюжет и в буквальном смысле сочинить другой финал. Он создал «театр угнетенных» — тех, кто не может изменить какие-то вещи в общественном устройстве или собственной жизни, но может повлиять на ход разыгрываемой истории. Во-вторых, форум еще со времен Древнего Рима — это такая структура, в которой можно разговаривать и добиваться консенсуса среди людей, изначально не настроенных на диалог. Даже архитектурно форум похож на амфитеатр, где формально есть иерархия, но на самом деле услышать можно каждого. Если обобщать, то наш слоган — «сделать невидимых людей видимыми». Мы пробуем так направить театральные ф онари, чтобы были очевидны не только социальные маркеры и особенности, но прежде всего творческий потенциал и самость каждого участника действия.

На каких людей направлены эти «фонари»?

В нашей программе есть спектакль, в котором участвуют дети-сироты. Есть спектакли с участием слепоглухих и слабовидящих, пожилых и бездомных. Есть спектакли тактильные, которые ориентированы на обычного зрителя, на время погружающегося в темноту и как бы лишающегося зрения. Французская актриса и антрополог Элен Мале помогала ребятам с расстройством аутистического спектра, вспоминать истории своего детства и вместе рассказывать их со сцены — это проект «Фабрика историй». Очень важный спектакль — « Магазин», про мигрантов и рабство; в нем участвуют всего две актрисы. Спектакль вызвал дискуссию, потому что даже «продвинутые пользователи» привыкли ассоциировать социальный театр с инклюзивным, и когда они увидели на сцене двух профессиональных актрис, без всяких особенностей здоровья, это породило много вопросов. Но мы всей фестивальной программой показываем, что социальный театр гораздо шире инклюзивного, и выводим на сцену представителей самых разных социальных групп.

Получается, что социальный театр — это не столько темы, которые затрагиваются в сценариях, сколько люди, которые выходят на сцену?

Сюжеты тоже, безусловно, важны. Но на фестивале мы особое внимание уделяем взаимодействию: если мы смотрим спектакль с участием заключенных и понимаем, что теперь мы меньше их боимся то, на мой взгляд, достигается нужный социальный эффект. Через привлечение людей с инвалидностью к творчеству мы хотим не просто заострить внимание на том, что они существуют, а провести работу по социализации — не только артистов, но и самих себя. Отчасти мы действительно себя проверяем: насколько нас удивляет слепоглухой актер в главной роли или драматург с ментальными особенностями?

А имеет значение, кто в зрительном зале?

Для меня важно, чтобы инклюзия была не только на сцене, но и в зале, поэтому лично меня очень радует, когда среди зрителей есть люди с ограниченной мобильностью, люди с ментальными особенностями, незрячие, слепоглухие. Потому что когда только зрячие и слышащие цисгендерные белые мужчины смотрят на людей с инвалидностью, которые в это время играют на сцене, для меня это не совсем честная игра, очень часто превращающаяся в акт благотворительности. Нужно наконец понять, что, делая социальный театр, мы в первую очередь оказываем помощь не кому-то, а самим себе и тем самым меняем свое отношение к базовым, но непростым для восприятия вещам. Учимся осознавать собственные страхи, боремся с предубеждениями.

Вы сталкиваетесь с тем, что зритель, воспринимая театр с непрофессиональными актерами как благотворительность, не идет на постановку из-за своих предубеждений?

Да, конечно. Но это связано прежде всего с тем, что у людей есть страх прямого контакта, им страшно менять привычную оптику, настраивать ее по-другому. Когда человек в коляске выходит на сцену и ему аплодируют больше остальных, это и есть проявление нетолерантности. Если мы воспринимаем театр как искусство и хлопаем вне зависимости от того, есть у актера так называемые особенности здоровья или нет, тогда у нас все в порядке с предубеждениями — то есть их нет и мы находимся на новом уровне развития.

Сделать фестиваль бесплатным было вашим принципиальным решением? С чем это связано?

Мы сделали его бесплатным не потому, что боялись не продать билеты. Это форум-фестиваль с интенсивной образовательной программой — у нас были занятия по инклюзивному танцу со швейцарскими специалистами Юргом Кохом и Корнелией Юнго, которая сама передвигается на коляске; мастер-класс по плейбэк-театру с Марией Машиной и Инной Розовой; занятие по кинотанцу с Диной Верютиной и по анимации с Владимиром Авериным; артдиректор Центра имени Мейерхольда Елена Ковальская с помощью конструктора «лего» учила создавать коллаборации и вступать в творческие союзы, а директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум рассказывала об организации театрального дела в России. Нам хотелось, чтобы участники фестиваля, которых было в общей сложности более 250, не только ходили на тренинги и общались друг с другом в свободной обстановке, но и посмотрели как можно больше спектаклей. А если кто-то смотрит постановки бесплатно, странно и несправедливо пускать остальных за деньги. При этом, вопреки прогнозам и статистике, до нас дошли почти все 100% зрителей — это удивительно по меркам Москвы, когда по регистрации обычно приходит не больше половины.

Социальный театр ставит перед собой задачу решить какие-то конкретные социальные проблемы?

Я вчера смотрела спектакль « Магазин» и думала про фильм «Айка» Сергея Дворцевого. Это очень похожие истории. Но ведь фильм не заставляет нас пойти и приютить мигрантку из Средней Азии или усыновить ребенка, а заставляет задуматься о том, что рядом с нами живут люди, которые ведут совершенно иной образ жизни, чем мы, а мы настолько погружены в собственные дела, что ничего не замечаем. Я думаю, социальный театр не должен никого лечить, тем более вылечивать — он нужен не для социальных изменений снаружи, а для социальных изменений внутри нас.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подарок Гитлеру Подарок Гитлеру

Чтобы вручить этот подарок фюреру германская армия торопилась войти в Сараево

Дилетант
Елки-моталки Елки-моталки

84% россиян считают Новый год главным праздником

Добрые советы
Смесь времен Смесь времен

По итальянской капонате можно изучать историю Сицилии

Вокруг света
«Утреннее шоу» с Дженниффер Энистон и Риз Уизерспун: флагманский сериал-катастрофа нового сервиса Apple «Утреннее шоу» с Дженниффер Энистон и Риз Уизерспун: флагманский сериал-катастрофа нового сервиса Apple

Сериал «Утреннее шоу» получился сумбурным и путающимся в собственных идеях

Esquire
Невеста Аттилы Невеста Аттилы

Если женщина не хочет замуж, то устроить её брак весьма проблематично

Дилетант
«Мы создали монстра»: как миллиардер Масаеси Сон собрал фонд на $100 млрд и потерял доверие рынка «Мы создали монстра»: как миллиардер Масаеси Сон собрал фонд на $100 млрд и потерял доверие рынка

Чем грозит Масаеси Сону разрастание кризиса внутри его бизнес-империи?

Forbes
Невероятная история любви Джейн Биркин и Сержа Генсбура: одно безумие на двоих Невероятная история любви Джейн Биркин и Сержа Генсбура: одно безумие на двоих

Роман Джейн Биркин и Сержа Генсбура многие считают эталоном отношений

Cosmopolitan
Рецензия на «Ирландца»: Скорсезе прощается с гангстерами и говорит о смерти Рецензия на «Ирландца»: Скорсезе прощается с гангстерами и говорит о смерти

На Netflix состоялась премьера «Ирландца» Мартина Скорсезе

Esquire
Голод vs Аппетит? Голод vs Аппетит?

Почему мы не можем остановиться и продолжаем есть, когда уже сыты

Худеем правильно
Почему иллюзия богатства, успеха и красивой жизни по‑прежнему хорошо продается — на примере историй главных аферистов 2010-х Почему иллюзия богатства, успеха и красивой жизни по‑прежнему хорошо продается — на примере историй главных аферистов 2010-х

Пусть их истории фейк, зато люди сопереживают и любят их по-настоящему

Esquire
Гармония хаоса Гармония хаоса

Обустрой в квартире пространство для творчества так, чтобы не страдали близкие

Лиза
Продам родные органы Продам родные органы

Адвокат Добровинский рассуждает о других последствиях детской травмы в семье

Tatler
Новый 2020-й: ждать ли от него чудес? Новый 2020-й: ждать ли от него чудес?

Согласитесь, в числах есть особая красота

Psychologies
Проект года: Марина Лошак Проект года: Марина Лошак

Директор Пушкинского музея Марина Лошак обещает нам большие перемены

Glamour
Миллиардер, работающий 24 часа в сутки: как владелец Louis Vuitton создал состояние в $100 млрд Миллиардер, работающий 24 часа в сутки: как владелец Louis Vuitton создал состояние в $100 млрд

Как Бернару Арно удалось построить модную империю, ставшую символом роскоши

Forbes
Фотоистория: пассажиры московского метро Фотоистория: пассажиры московского метро

Самые первые и самые последние посетители Московского метрополитена

Esquire
В мире появится еще один мегаальянс. Крупные производители под угрозой В мире появится еще один мегаальянс. Крупные производители под угрозой

Какие выгоды принесет объединение Peugeot–Citroen и Fiat Chrysler?

РБК
«Я хочу отомстить»: оружие, направленное на себя «Я хочу отомстить»: оружие, направленное на себя

В каждом из нас живет мститель, который просыпается, когда нас обижают

Psychologies
Первая скрипка Первая скрипка

Светлана Сурганова рассказывает о своём новом проекте и отношении к рэпу

OK!
Вадим Мошкович Вадим Мошкович

Создатель школы «Летово» — об эндаумент-фонде, «слепом» поступлении и «плане Б»

Robb Report
Без определенного места сожительства: как коворкинги и коливинги вытесняют офисы и квартиры Без определенного места сожительства: как коворкинги и коливинги вытесняют офисы и квартиры

Экономика шеринга развивается во всем мире с огромной скоростью

РБК
На крыльях стрекозы На крыльях стрекозы

Бренд Dragonfly стал лидером на российском рынке экипировки для отдыха

Forbes
Тамара Гвердцители: «Трудно быть толстокожей» Тамара Гвердцители: «Трудно быть толстокожей»

Певица откровенно о том, чем занято ее сердце

StarHit
Раздел истории Раздел истории

Отказ от частной собственности в пользу шеринга меняет многовековые устои

РБК
Платные дороги России: где есть, сколько стоят и какие строятся Платные дороги России: где есть, сколько стоят и какие строятся

Российские трассы, за проезд по которым приходится платить

РБК
«Странная болезнь» семьи Ульяновых. От чего умер Ленин «Странная болезнь» семьи Ульяновых. От чего умер Ленин

Отрывок из книги «Смерть замечательных людей. Сделано в СССР»

СНОБ
«Итальянцы считают себя самыми умными»: как миллиардер Колесников выходил на европейский рынок «Итальянцы считают себя самыми умными»: как миллиардер Колесников выходил на европейский рынок

Новая книга миллиардера Сергея Колесникова «Поход в Европу, или новые горизонты»

Forbes
Как сделать скрин на ноутбуке сторонними программами и без них Как сделать скрин на ноутбуке сторонними программами и без них

Рассказываем о том, для чего вам может понадобиться скриншот и как его сделать

CHIP
Ларек с сигаретами. С чего начинали бизнес успешные предпринимательницы Ларек с сигаретами. С чего начинали бизнес успешные предпринимательницы

Лучше всего на подвиги вдохновляют реальные истории успеха

Forbes
«Мы работаем над собой ради наших детей» «Мы работаем над собой ради наших детей»

Artik из дуэта Artik & Asti стал отцом во второй раз

OK!
Открыть в приложении