«Русский Amazon уже заработал»: как изменится маркетплейс «Беру» и довольны ли им Сбербанк и «Яндекс»
Маркетплейс «Беру» уже стал «русским Amazon», его акционеры — Сбербанк и «Яндекс» — довольны своим совместным проектом, однако уже в ближайшее время у созданной на базе «Яндекс.Маркета» площадки могут скорректировать концепцию за счет включения трансграничной торговли, рассказал в интервью Forbes гендиректор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков
В последние месяцы «Яндекс.Маркет» и «Беру» несколько раз оказывались в новостях. Сначала другой крупный российские интернет-магазин Wildberries обвинил «Яндекс» в нечестной конкуренции (по запросу «Wildberries» в выдаче поисковика появился «Яндекс.Маркет»). Потом сайт The Bell сообщил о готовящемся «разводе» акционеров маркетплейса. По данным издания, причиной разногласий стали слабые результаты проекта. И наконец, стало известно о готовящейся корректировке бизнес-концепции «Беру».
Первый вопрос про Wildberries, которая заподозрила «Яндекс» в недобросовестной конкуренции. Что случилось?
Понятия не имею.
То есть в этой истории вы не разбирались.
Мы в «Маркете» с этим не разбирались, но активно разбирался «Поиск» (мы — отдельное подразделение). По-моему, вопрос решили.
Довольны ли Сбербанк и «Яндекс» своим СП?
The Bell со ссылкой на пять собеседников, близких к Сбербанку и «Яндексу», сообщил в июле, что обе компании недовольны своим партнерством в онлайн-ретейле. Издание называет несколько причин недовольства. Одна из них — невыполнение маркетплейсом «Беру» поставленных на первый год KPI. Какие KPI стояли перед маркетплейсом и выполнил ли он их?
Наша задача — быстро расти, наращивая ассортимент и лояльную клиентскую базу. Сейчас на «Беру» мы имеем более 200 000 SKU (в переводе — «складская учетная единица». — Forbes), 1 млрд рублей оборота и около 8 млн клиентов в месяц. Свои KPI мы выполняем.
Вторая причина недовольства — якобы отсутствие сильного лидера в СП «Яндекса» и Сбербанка. Звучали ли подобные претензии во время встреч руководства или в деловой переписке?
Таких претензий к нам не было. Мы собрали отличную команду на рынке, и я ей горжусь. Акционеры, в свою очередь, также публично подчеркивали, что гордятся командой и нашими результатами.
Из публикации The Bell также следует, что у партнеров разное видение продукта и участия сторон в его реализации. В частности, Сбербанк якобы хотел бы получить больше контроля за операционной деятельностью. Как сейчас Сбербанк участвует в управлении «Беру»?
Наши акционеры, и «Яндекс», и Сбербанк, участвуют в управлении компанией в рамках совета директоров. Там принимаются важные решения про направления развития, M&A-сделки. Операционная деятельность — на мне и на топ-менеджерах компании, никто не вмешивается в этот процесс.
Настаивает ли Сбербанк на том, чтобы платежи при расчетах на платформе «Беру» шли через него? Какая доля платежей на маркетплейсе сейчас идет через Сбербанк?
Не настаивает, мы свободны в выборе поставщиков финансовых сервисов. Сейчас Сбербанк предоставляет нам эквайринг, выбрали его в рамках тендера, потому что получили лучшие коммерческие условия.
Как в «Яндексе.Маркете» отнесутся к сделкам Сбербанка с сервисами Ozon или Avito, если таковые будут заключены?
Сбербанк ведет переговоры с сотнями компаний, они могут покупать или продавать разные сервисы. На нашей операционной деятельности это никак не сказывается.
Когда «Беру» станет прибыльным?
Как вы оцениваете первые успехи «Беру»?
Все действительно успешно. Думаю, что в этом году по обороту маркетплейс «Беру» войдет в топ-10 интернет-магазинов. У нас есть задача — войти в топ-3 очень быстро, за несколько лет.
На какие-то цифры вы планируете к концу года выйти?
Мы имеем оборот более 1 млрд рублей. Если просто умножить на 12, то получим некий минимум, который может быть. Плюс [увеличение продаж в] высокий сезон, плюс — развитие.
А когда вы планируете на прибыль выйти?
Все будет зависеть от того, насколько мы будем хотеть масштабироваться. Чем больше и агрессивнее мы будем расти, тем дольше у нас займет выход на прибыльность, потому что придется больше инвестировать. В целом, я думаю, на горизонте пяти лет мы выйдем на рентабельность, а дальше будем решать уже с акционерами вместе, [как быть дальше]. Пока у нас стратегия агрессивного роста.
Из 30 млрд рублей, которые вы заявили как планируемые инвестиции, какую долю вы уже потратили?
Не очень существенную долю, надо сказать. Деньги идут на 3-4 направления инвестиций. Это, безусловно, маркетинг, то есть привлечение аудитории. У нас есть великолепные акционеры, наши партнеры — это «Яндекс» и Сбербанк, и у нас есть интеграционные проекты с ними. Мы, например, сотрудничаем с «Яндекс.Плюсом», с программой Сбербанка «Спасибо». Это очень большой канал для привлечения. Программа покрывает миллионы человек.
Второе — это технологии (разработчики, которые технологически строят бизнес). Технологии нужны для двух вещей. С одной стороны, для того чтобы правильных покупателей привлекать, чтобы рекомендовать клиентам те товары, которые им нужны. А с другой стороны, технологии нужны, чтобы правильно использовать инфраструктуру. Много примеров, когда фуры пустые едут назад со склада, а это затраты. Есть примеры, когда компании распыляют свой товарный запас по множеству складов, но это не тот товарный запас, который востребован в регионе, и получается, что рабочий капитал замораживается. В то же время есть пример Amazon, который в США на местные склады отправляет товар, зная, что их очень скоро закажут, потому что есть объективная аналитика. Такая аналитика очень важна для оптимизации цепочки поставок.
Третье — построение инфраструктуры. Сейчас для развития электронной коммерции в России, действительно, не хватает инфраструктуры для логистики и это сдерживает рост и делает сервис не таким удобным для клиента. В прошлом и этом году мы открыли несколько логистических комплексов для маркетплейса «Беру», строим собственную сеть постаматов.