Как покоряли мир отечественные танцовщики, художники и музыканты

Культура.РФКультура

Русские сезоны. Часть 2

Как покоряли мир отечественные танцовщики, художники и музыканты

Авторы: Елена Антонова, Екатерина Проворная

0:00 /
711.736

Иконы русских сезонов: мини-досье

Кто создавал антрепризу, покорившую главные сцены мира

Сергей Дягилев, основатель

Инициатор и бессменный куратор Русских сезонов. С юности устраивал в Петербурге выставки авангардистов, был редактором журнала «Мир искусства». В Европу Сергей Дягилев возил работы русских иконописцев и художников, оперу, исторические концерты и балеты. Для работы над постановками Дягилев приглашал лучших танцоров, хореографов и художников. Яркие изысканные декорации, музыка с национальными мотивами и новаторская пластика исполнителей стали визитной карточкой его спектаклей.

Александр Бенуа, художник

Живописец, историк искусства и критик Александр Бенуа долгие годы был близким другом Дягилева. Именно Бенуа работал над «Павильоном Армиды», балетной премьерой Русских сезонов. Художник не ограничивался оформлением спектакля: он постоянно дискутировал с хореографом и чувствовал себя полноправным творцом художественного действа. А еще Бенуа помогал импресарио собирать творческую команду. По его совету, например, Дягилев пригласил Наталию Гончарову, которая оформила один из самых ярких балетов — «Золотой петушок».

Леон Бакст, художник

Его балетные декорации называли «пиршеством для глаз» и «симфонией цвета», а про самого художника театральный критик Андрей Левинсон писал: «Париж был подлинно пьян Бакстом». Костюмы благодаря цвету, текстуре и орнаментам подчеркивали пластику и грацию актеров. Одной из лучших оформительских работ Льва Бакста стала «Шехеразада». Увидев декорации, Александр Бенуа сказал, что именно благодаря Баксту Русские сезоны получили всемирное признание.

Николай Рерих, художник

Николай Рерих создавал декорации и костюмы к нескольким балетам Дягилева. Особенно известно его оформление спектакля «Половецкие пляски». Рерих воссоздал на сцене пространство половецкого стана, выжженной солнцем далекой степи и выгоревшего неба. В сочетании с хореографией Михаила Фокина — Вера Красовская называла танец половцев «бешеной вихревой пляской» — декорации Рериха передавали неистовый и буйный характер восточного народа.

Игорь Стравинский, композитор

Стравинский стал главной музыкальной звездой Русских сезонов. Дягилев пригласил молодого композитора в антрепризу после того, как заказ не выполнил в срок Анатолий Лядов — мастер сказочной стилизации в музыке. После громкой премьеры «Жар-птицы» Игорь Стравинский создал музыку еще к 13 балетам Русских сезонов.

Николай Римский-Корсаков, композитор

Римский-Корсаков учил Дягилева музыке в Петербургской консерватории, а почти 20 лет спустя стал одним из ключевых композиторов дягилевской антрепризы. Балет «Шехеразада» на его музыку вызывал восторг у парижской публики. Главную роль в спектакле исполнила Ида Рубинштейн, про которую Валентин Серов говорил: «Столько стихийного, подлинного Востока, сколько раньше не приходилось наблюдать ни у кого».

Михаил Фокин, хореограф

В первые три года Русских сезонов Михаил Фокин был единственным хореографом антрепризы. Работать с Дягилевым он начал уже не новичком: в творческом портфолио Фокина были яркие солирующие партии, которые он исполнял в балетах «Спящая красавица», «Корсар» и «Пробуждение Флоры», и несколько постановок для Мариинки. Но отношения Дягилева и Фокина со временем портились. Карьера Фокина в Русских сезонах окончательно завершилась в 1914 году — в историю вошли его балеты «Жизель», «Жар-птица», «Синий бог», «Шехеразада» и «Петрушка».

Вацлав Нижинский, хореограф, танцовщик

«Один из немногих, кто мог выразить в танце все волнения человеческой души», — говорил о нем скульптор Огюст Роден. Вацлав Нижинский танцевал у Дягилева с самого первого Сезона. Пластичный, артистичный, замирающий в своем знаменитом «левитирующем» прыжке, Нижинский был одной из звезд первого парижского Сезона. После ошеломляющих партий в балетах «Шехеразада», «Дафнис и Хлоя», «Петрушка» Нижинский попробовал себя в роли балетмейстера. В 1912 году мир увидел спектакль «Послеполуденный отдых фавна», главную роль в котором исполнил сам Нижинский. Его художественное видение стало революцией в балетном искусстве: он отказался от традиционных приемов и убрал из своих постановок фокинские черты. Не все его авангардные балеты неподготовленные зрители принимали с восторгом, но постепенно публика признала талант хореографа.

Леонид Мясин, хореограф, танцовщик

До того как стать легендой Русских сезонов, Леонид Мясин танцевал в кордебалете Большого театра. В труппе Дягилева молодой артист получил партии в лучших балетах, всеобщее признание своего таланта и первый опыт балетмейстерской работы. Самой яркой работой Мясина стал его провокационный балет «Парад», поставленный в 1917 году, в разгар войны. Хореограф перекроил балетный язык — основой новой художественной выразительности стала пантомима. Музыка Эрика Сати создавала сюрреалистичный эффект полного погружения в пространство: оркестр имитировал звуки пишущей машинки и даже шум самолета.

После смерти Дягилева часть его труппы образовала «Русский балет Монте-Карло». Леонид Мясин возглавлял этот творческий коллектив с 1933 по 1939 год.

Рассказывает прима-балерина Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова:

По моему мнению, русская балетная школа — одна из лучших в мире. Особенно выделяется школа Агриппины Вагановой в Санкт-Петербурге, когда речь идет об обучении балету девочек. И мне кажется, что русские танцоры по-прежнему востребованы во всем мире. Но тут наблюдается одна особенность: русские труппы чаще всего можно видеть в больших классических балетах, таких как «Лебединое озеро» или «Дон Кихот». Это те балеты, которые принесли славу русской школе еще столетие назад. Что же касается современной российской хореографии — такие постановки нечасто можно встретить на зарубежной сцене.

Я не думаю, что сегодня возможен успех, подобный Русским сезонам, поскольку практически в каждой танцевальной компании, в каждом театре в репертуаре есть своя постановка «Лебединого озера» или «Ромео и Джульетты». А произошло это во многом благодаря успеху дягилевских Русских сезонов много лет назад.

Сам Сергей Дягилев был гением. У него был великолепный вкус, умение видеть. И он умел идти на риск. Сегодня балетным компаниям очень сложно рисковать из-за страха потерять деньги и получить плохие отзывы о постановке. Но по моему мнению, это важная часть художественного процесса — иногда проигрывать, чтобы создать еще что-то более великое.

Анна Павлова, балерина

Легкую, парящую, воздушную Анну Павлову зрители сравнивали с пушинкой. Такой в образе Сильфиды и запечатлел ее Валентин Серов на афише 1909 года, и эта афиша стала известнее, чем весь балетный Сезон. В Париже Павлова танцевала в спектаклях Михаила Фокина. Именно благодаря этому хореографу Павлова получила первое признание. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре балерина исполнила номер, который Фокин поставил специально для нее. Композиция вошла в историю под названием «Умирающий лебедь», а Павлова вскоре стала балериной, востребованной по всему миру. Русские сезоны она покинула уже в 1910 году и создала собственную труппу, которая успешно гастролировала по миру 20 лет.

Тамара Карсавина, балерина

До Русских сезонов Карсавина уже была солисткой Мариинского театра, но в первый гастрольный Сезон у Дягилева она исполняла лишь второстепенные партии. Только с уходом из труппы Анны Павловой Карсавина стала полноправной примой. Михаил Фокин уловил ее женственную грацию, мягкость и романтизм и стал создавать балеты с учетом особенностей таланта Карсавиной. Так появилась «Жар-птица». Высокий «острый» прыжок балерины напоминал полет птицы — Бенуа даже назвал ее «огненным фениксом».

Ида Рубинштейн, балерина

Танцовщица без профессионального образования, Ида Рубинштейн покорила свет главной ролью в балете «Шехеразада». Магнетическая восточная красота, безупречная пластика и мощная харизма восхищали зрителей. Образ Иды Рубинштейн вдохновил парижских модниц, породив всеобщую любовь к востоку. После премьеры балета в 1910 году в моду вошли цветные парики, тюрбаны и экзотический макияж с оттенками золота. Зашкаливающая популярность артистки подтолкнула ее уйти из Русских сезонов и основать собственную театральную антрепризу.

Портал «Культура.РФ» благодарит Международный проект о достижениях российской культуры и Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина за помощь в подготовке спецпроекта.

Обложка раздела Иконы «Русских сезонов: мини-досье: Леон Бакст. Эскиз декорации к балету Николая Римского-Корсакова «Шехеразада». 1910. Частное собрание

Фотография: kremlinpalace.org

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В режиме ожидания В режиме ожидания

Часто разница между тем, как родители любят и как это проявляют, колоссальна

Psychologies
Старое лучше нового: 5 причин выбрать бабушкино платье Старое лучше нового: 5 причин выбрать бабушкино платье

Объясняем, почему винтажная одежда оказывается лучше новой и зачем ее покупать

Cosmopolitan
Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
Как правильно держать палочки для суши: самые подробные и понятные инструкции Как правильно держать палочки для суши: самые подробные и понятные инструкции

Японская, китайская и корейская кухни — это особый этикет

Cosmopolitan
SpaceX вновь доставила на МКС астронавтов на корабле Crew Dragon. В чем его уникальность SpaceX вновь доставила на МКС астронавтов на корабле Crew Dragon. В чем его уникальность

Большой скачок для США в сторону от российских ракет

Maxim
Батальон «Царица Тамара»: последнее европейское сражение Второй мировой войны Батальон «Царица Тамара»: последнее европейское сражение Второй мировой войны

Бой на острове Тексел стал апофеозом безумия войны

Maxim
«В Москву едут слабаки». Уральский предприниматель — о том, почему вести бизнес в регионах круче «В Москву едут слабаки». Уральский предприниматель — о том, почему вести бизнес в регионах круче

Переезд в Москву — поиск ответа на вопросы: где лучше жить и где лучше работать

Inc.
Не отнять, а стимулировать: зачем экономисты предложили повышать налоги в кризис Не отнять, а стимулировать: зачем экономисты предложили повышать налоги в кризис

Как повышение налогов может помочь экономике на этапе ее выхода из кризиса

Forbes

Люсиль Болл до сих пор остается в списке лучших комедийных актрис ХХ века

Cosmopolitan
Давид Ян: «В мире появится движение Robot lives matter» Давид Ян: «В мире появится движение Robot lives matter»

Давид Ян уверен, что нейросети нужен эмоциональный интеллект

РБК
В круге Дягилевом. Лица и судьбы В круге Дягилевом. Лица и судьбы

Сохранилось не так много собственных портретов Сергея Павловича Дягилева

СНОБ
«Идеал — понятие персональное» «Идеал — понятие персональное»

Писатель Евгений Водолазкин представляет свой новый роман «Оправдание Острова»

Огонёк
Почему взрослым непросто учиться: плюсы и минусы образовательных подходов Почему взрослым непросто учиться: плюсы и минусы образовательных подходов

Зачастую нам мешает учиться неподходящий метод обучения

Psychologies
Современный альфонс: как не попасться на удочку Современный альфонс: как не попасться на удочку

Что делать, чтобы уберечься от альфонса?

Cosmopolitan
Жизнь замечательной токсоплазмы Жизнь замечательной токсоплазмы

Говорят, что этот паразит играет тайную роль в жизни нашего общества

Популярная механика
Двойная игра Двойная игра

Иван Бегтин — о больших данных и мире без секретов

РБК
Легенда об айве Легенда об айве

О тонком аромате под толстой шкурой

Огонёк
Борис Галкин: «Гибкая электроника не только даст импульс к появлению новых применений, но и потеснит традиционную электронику на существующих рынках» Борис Галкин: «Гибкая электроника не только даст импульс к появлению новых применений, но и потеснит традиционную электронику на существующих рынках»

Как развивается рынок гибкой электроники и почему у России отличные перспективы

Inc.
Как советский замполит захватил корабль, чтобы устроить революцию, и добрался до США Как советский замполит захватил корабль, чтобы устроить революцию, и добрался до США

История бунта, который все не так поняли

Weekend
Расхитители подлинности Расхитители подлинности

До комплекса Охтинских пороховых заводов добрались частные инвесторы

Огонёк
Модель ESCIMO указала на пройденную точку невозврата в потеплении климата Модель ESCIMO указала на пройденную точку невозврата в потеплении климата

Полное прекращение выбросов парниковых газов не остановит потепление

N+1
Самые агрессивные знаки зодиака Самые агрессивные знаки зодиака

Представители каких знаков зодиака самые агрессивные?

Cosmopolitan
Монстры в небе: 8 самых больших самолетов в мире Монстры в небе: 8 самых больших самолетов в мире

Двухэтажные тяжеловесы с размахом крыльев длиннее футбольного поля

Популярная механика
«Возраст стилю не помеха»: как я стала модным блогером в 63 года «Возраст стилю не помеха»: как я стала модным блогером в 63 года

Как бывший бухгалтер поменяла профессию и стала модельером и блогером

Psychologies
Шторм на двоих Шторм на двоих

Какой смысл из времени добывают Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич

Огонёк
Чем занимаются специалисты института Pantone и зачем они выбирают главный цвет года Чем занимаются специалисты института Pantone и зачем они выбирают главный цвет года

Институту Pantone принадлежат все цвета и оттенки, которые вы когда-либо видели

GQ
В каких продуктах содержится витамин А и как восполнить его дефицит В каких продуктах содержится витамин А и как восполнить его дефицит

Витамин А выполняет множество важных функций в организме, но как его восполнить?

РБК
На глазок не верь, на весах проверь На глазок не верь, на весах проверь

Как наладить отношения с весами?

Худеем правильно
Дикий и забытый: факты и мифы о невероятном Lamborghini LM002 Дикий и забытый: факты и мифы о невероятном Lamborghini LM002

Самый скандальный и неожиданный итальянский внедорожник Lamborghini LM002

Популярная механика
«Счастье — когда тебя понимают»: так ли это? «Счастье — когда тебя понимают»: так ли это?

Что же такое счастье с научной точки зрения?

Psychologies
Открыть в приложении