Как покоряли мир отечественные танцовщики, художники и музыканты

Культура.РФКультура

Русские сезоны. Часть 2

Как покоряли мир отечественные танцовщики, художники и музыканты

Авторы: Елена Антонова, Екатерина Проворная

0:00 /
711.736

Иконы русских сезонов: мини-досье

Кто создавал антрепризу, покорившую главные сцены мира

Сергей Дягилев, основатель

Инициатор и бессменный куратор Русских сезонов. С юности устраивал в Петербурге выставки авангардистов, был редактором журнала «Мир искусства». В Европу Сергей Дягилев возил работы русских иконописцев и художников, оперу, исторические концерты и балеты. Для работы над постановками Дягилев приглашал лучших танцоров, хореографов и художников. Яркие изысканные декорации, музыка с национальными мотивами и новаторская пластика исполнителей стали визитной карточкой его спектаклей.

Александр Бенуа, художник

Живописец, историк искусства и критик Александр Бенуа долгие годы был близким другом Дягилева. Именно Бенуа работал над «Павильоном Армиды», балетной премьерой Русских сезонов. Художник не ограничивался оформлением спектакля: он постоянно дискутировал с хореографом и чувствовал себя полноправным творцом художественного действа. А еще Бенуа помогал импресарио собирать творческую команду. По его совету, например, Дягилев пригласил Наталию Гончарову, которая оформила один из самых ярких балетов — «Золотой петушок».

Леон Бакст, художник

Его балетные декорации называли «пиршеством для глаз» и «симфонией цвета», а про самого художника театральный критик Андрей Левинсон писал: «Париж был подлинно пьян Бакстом». Костюмы благодаря цвету, текстуре и орнаментам подчеркивали пластику и грацию актеров. Одной из лучших оформительских работ Льва Бакста стала «Шехеразада». Увидев декорации, Александр Бенуа сказал, что именно благодаря Баксту Русские сезоны получили всемирное признание.

Николай Рерих, художник

Николай Рерих создавал декорации и костюмы к нескольким балетам Дягилева. Особенно известно его оформление спектакля «Половецкие пляски». Рерих воссоздал на сцене пространство половецкого стана, выжженной солнцем далекой степи и выгоревшего неба. В сочетании с хореографией Михаила Фокина — Вера Красовская называла танец половцев «бешеной вихревой пляской» — декорации Рериха передавали неистовый и буйный характер восточного народа.

Игорь Стравинский, композитор

Стравинский стал главной музыкальной звездой Русских сезонов. Дягилев пригласил молодого композитора в антрепризу после того, как заказ не выполнил в срок Анатолий Лядов — мастер сказочной стилизации в музыке. После громкой премьеры «Жар-птицы» Игорь Стравинский создал музыку еще к 13 балетам Русских сезонов.

Николай Римский-Корсаков, композитор

Римский-Корсаков учил Дягилева музыке в Петербургской консерватории, а почти 20 лет спустя стал одним из ключевых композиторов дягилевской антрепризы. Балет «Шехеразада» на его музыку вызывал восторг у парижской публики. Главную роль в спектакле исполнила Ида Рубинштейн, про которую Валентин Серов говорил: «Столько стихийного, подлинного Востока, сколько раньше не приходилось наблюдать ни у кого».

Михаил Фокин, хореограф

В первые три года Русских сезонов Михаил Фокин был единственным хореографом антрепризы. Работать с Дягилевым он начал уже не новичком: в творческом портфолио Фокина были яркие солирующие партии, которые он исполнял в балетах «Спящая красавица», «Корсар» и «Пробуждение Флоры», и несколько постановок для Мариинки. Но отношения Дягилева и Фокина со временем портились. Карьера Фокина в Русских сезонах окончательно завершилась в 1914 году — в историю вошли его балеты «Жизель», «Жар-птица», «Синий бог», «Шехеразада» и «Петрушка».

Вацлав Нижинский, хореограф, танцовщик

«Один из немногих, кто мог выразить в танце все волнения человеческой души», — говорил о нем скульптор Огюст Роден. Вацлав Нижинский танцевал у Дягилева с самого первого Сезона. Пластичный, артистичный, замирающий в своем знаменитом «левитирующем» прыжке, Нижинский был одной из звезд первого парижского Сезона. После ошеломляющих партий в балетах «Шехеразада», «Дафнис и Хлоя», «Петрушка» Нижинский попробовал себя в роли балетмейстера. В 1912 году мир увидел спектакль «Послеполуденный отдых фавна», главную роль в котором исполнил сам Нижинский. Его художественное видение стало революцией в балетном искусстве: он отказался от традиционных приемов и убрал из своих постановок фокинские черты. Не все его авангардные балеты неподготовленные зрители принимали с восторгом, но постепенно публика признала талант хореографа.

Леонид Мясин, хореограф, танцовщик

До того как стать легендой Русских сезонов, Леонид Мясин танцевал в кордебалете Большого театра. В труппе Дягилева молодой артист получил партии в лучших балетах, всеобщее признание своего таланта и первый опыт балетмейстерской работы. Самой яркой работой Мясина стал его провокационный балет «Парад», поставленный в 1917 году, в разгар войны. Хореограф перекроил балетный язык — основой новой художественной выразительности стала пантомима. Музыка Эрика Сати создавала сюрреалистичный эффект полного погружения в пространство: оркестр имитировал звуки пишущей машинки и даже шум самолета.

После смерти Дягилева часть его труппы образовала «Русский балет Монте-Карло». Леонид Мясин возглавлял этот творческий коллектив с 1933 по 1939 год.

Рассказывает прима-балерина Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова:

По моему мнению, русская балетная школа — одна из лучших в мире. Особенно выделяется школа Агриппины Вагановой в Санкт-Петербурге, когда речь идет об обучении балету девочек. И мне кажется, что русские танцоры по-прежнему востребованы во всем мире. Но тут наблюдается одна особенность: русские труппы чаще всего можно видеть в больших классических балетах, таких как «Лебединое озеро» или «Дон Кихот». Это те балеты, которые принесли славу русской школе еще столетие назад. Что же касается современной российской хореографии — такие постановки нечасто можно встретить на зарубежной сцене.

Я не думаю, что сегодня возможен успех, подобный Русским сезонам, поскольку практически в каждой танцевальной компании, в каждом театре в репертуаре есть своя постановка «Лебединого озера» или «Ромео и Джульетты». А произошло это во многом благодаря успеху дягилевских Русских сезонов много лет назад.

Сам Сергей Дягилев был гением. У него был великолепный вкус, умение видеть. И он умел идти на риск. Сегодня балетным компаниям очень сложно рисковать из-за страха потерять деньги и получить плохие отзывы о постановке. Но по моему мнению, это важная часть художественного процесса — иногда проигрывать, чтобы создать еще что-то более великое.

Анна Павлова, балерина

Легкую, парящую, воздушную Анну Павлову зрители сравнивали с пушинкой. Такой в образе Сильфиды и запечатлел ее Валентин Серов на афише 1909 года, и эта афиша стала известнее, чем весь балетный Сезон. В Париже Павлова танцевала в спектаклях Михаила Фокина. Именно благодаря этому хореографу Павлова получила первое признание. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре балерина исполнила номер, который Фокин поставил специально для нее. Композиция вошла в историю под названием «Умирающий лебедь», а Павлова вскоре стала балериной, востребованной по всему миру. Русские сезоны она покинула уже в 1910 году и создала собственную труппу, которая успешно гастролировала по миру 20 лет.

Тамара Карсавина, балерина

До Русских сезонов Карсавина уже была солисткой Мариинского театра, но в первый гастрольный Сезон у Дягилева она исполняла лишь второстепенные партии. Только с уходом из труппы Анны Павловой Карсавина стала полноправной примой. Михаил Фокин уловил ее женственную грацию, мягкость и романтизм и стал создавать балеты с учетом особенностей таланта Карсавиной. Так появилась «Жар-птица». Высокий «острый» прыжок балерины напоминал полет птицы — Бенуа даже назвал ее «огненным фениксом».

Ида Рубинштейн, балерина

Танцовщица без профессионального образования, Ида Рубинштейн покорила свет главной ролью в балете «Шехеразада». Магнетическая восточная красота, безупречная пластика и мощная харизма восхищали зрителей. Образ Иды Рубинштейн вдохновил парижских модниц, породив всеобщую любовь к востоку. После премьеры балета в 1910 году в моду вошли цветные парики, тюрбаны и экзотический макияж с оттенками золота. Зашкаливающая популярность артистки подтолкнула ее уйти из Русских сезонов и основать собственную театральную антрепризу.

Портал «Культура.РФ» благодарит Международный проект о достижениях российской культуры и Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина за помощь в подготовке спецпроекта.

Обложка раздела Иконы «Русских сезонов: мини-досье: Леон Бакст. Эскиз декорации к балету Николая Римского-Корсакова «Шехеразада». 1910. Частное собрание

Фотография: kremlinpalace.org

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Полина Гагарина: «Я всё больше становлюсь домоседом» Полина Гагарина: «Я всё больше становлюсь домоседом»

Певица Полина Гагарина — о секретах восстановления и своих увлечениях

Здоровье
Истребитель, которого никто не боялся Истребитель, которого никто не боялся

История британского истребителя времен Второй мировой войны

Maxim
Магическая уборка Магическая уборка

Японское искусство наведения порядка дома и в жизни

kiozk originals
О чем вас не предупредят пластические хирурги? О чем вас не предупредят пластические хирурги?

Наша героиня делится своим опытом пластической хирургии

Psychologies
Первый слой: как правильно выбрать термобелье и как за ним ухаживать Первый слой: как правильно выбрать термобелье и как за ним ухаживать

Термобелье может существенно улучшить вашу жизнь с наступлением холодов

Esquire
«Яжемать»: боль, гнев и любовь «Яжемать»: боль, гнев и любовь

Кто такие «яжематери» и как общество относится к материнству и отцовству

Psychologies
От лампочки до «Огонька» От лампочки до «Огонька»

Рассказываем, как зажигали огоньки в сельской России, и как они светят теперь

Огонёк
Как с помощью трёх документов предотвратить корпоративный конфликт и потерю бизнеса Как с помощью трёх документов предотвратить корпоративный конфликт и потерю бизнеса

Как минимизировать вероятность корпоративного конфликта в компании?

Inc.
Беззащитные перед космосом: десятиметровый астероид прошел над Землей незамеченным ниже МКС Беззащитные перед космосом: десятиметровый астероид прошел над Землей незамеченным ниже МКС

Астероид 2020 VT4 подошел к Земле ближе, чем Международная космическая станция

Forbes
«Пережив смерть дочери, я понял, что такое семья» «Пережив смерть дочери, я понял, что такое семья»

История из жизни отца и писателя Бориса Мирзы

Psychologies
Специальная номинация Man of The City by Johnnie: Илья Красильщик Специальная номинация Man of The City by Johnnie: Илья Красильщик

«Яндекс.Лавка» Ильи Красильщика стала ключевым продуктом нашего времени

GQ
Екатерина Климова: «Вполне возможно второй раз войти в одну и ту же реку» Екатерина Климова: «Вполне возможно второй раз войти в одну и ту же реку»

Екатерина Климова: «Все в жизни возможно, было бы желание...»

Караван историй
Быть плохой девочкой: как найти ресурс в «нехороших» качествах Быть плохой девочкой: как найти ресурс в «нехороших» качествах

Качества, которые ценятся в ребенке, и качества взрослого очень отличаются

Psychologies
Не любовь, а саморазрушение: история отношений Мадонны и Шона Пенна Не любовь, а саморазрушение: история отношений Мадонны и Шона Пенна

Любовь Мадонны и Пенна как в старом итальянском кино: с битой посудой и криками

Cosmopolitan
Бескабинное безлюдье Бескабинное безлюдье

«Ростсельмаш» выводит на рынок первый отечественный беспилотный комбайн

Эксперт
Экономика на высоких технологиях Экономика на высоких технологиях

Развитие ИТ-индустрии в Москвоской области стимулируется дополнительно

РБК
Ему ничего не интересно! Ему ничего не интересно!

Что делать с подростком, который ничем не хочет заниматься

Лиза
Битва дискаунтеров: как «Магнит» и X5 Retail Group конкурируют на рынке супердешевых товаров Битва дискаунтеров: как «Магнит» и X5 Retail Group конкурируют на рынке супердешевых товаров

Через пять лет на жесткие дискаунтеры будет приходиться 10% розницы

Forbes
Холодный расчет Холодный расчет

Как скорректировать рацион в холода, чтобы не набрать вес?

Лиза
Русская хтонь, коррупция и безнадега: какой получилась Русская хтонь, коррупция и безнадега: какой получилась

«Картонная пристань» — криминальный хоррор о полицейском-убийце

Esquire
10 фактов о русских женщинах c точки зрения иностранцев 10 фактов о русских женщинах c точки зрения иностранцев

Узнай, что иностранцы думают о русских женщинах!

Maxim
Почему у Hyundai Creta есть будущее, а у Bentley Bentaiga нет? Почему у Hyundai Creta есть будущее, а у Bentley Bentaiga нет?

Неужели Hyundai Creta лучше Bentley Bentaiga?

4x4 Club
Этан, метан, азот и Титан Этан, метан, азот и Титан

Титан можно было бы даже сравнить с Землёй, если бы не одно «но»

Наука и жизнь
Личная эффективность по-настоящему Личная эффективность по-настоящему

Как победить стресс и начать жить с удовольствием

СНОБ
История Ксении Бородиной и Курбана Омарова: от измен и ссор до семейной идиллии История Ксении Бородиной и Курбана Омарова: от измен и ссор до семейной идиллии

Мы решили вспомнить историю отношений Ксении Бородиной и Курбана Омарова

Cosmopolitan
3 простых и нереально вкусных блюда с пивом в качестве ингредиента 3 простых и нереально вкусных блюда с пивом в качестве ингредиента

Да, пиво можно не только пить

Playboy
История одной песни: советско-германский плагиат «Марш авиаторов», 1923 История одной песни: советско-германский плагиат «Марш авиаторов», 1923

Вот это детектив: то ли фашисты украли у нас песню, то ли мы у фашистов

Maxim
Пять вопросов педиатру Пять вопросов педиатру

Врач-педиатр, кандидат медицинских наук отвечает на вопросы о детском здоровье

9 месяцев
Токсичные отношения Токсичные отношения

Почему детокс принесет вам хорошие дивиденды

GQ
«Возраст стилю не помеха»: как я стала модным блогером в 63 года «Возраст стилю не помеха»: как я стала модным блогером в 63 года

Как бывший бухгалтер поменяла профессию и стала модельером и блогером

Psychologies
Открыть в приложении