Русская Жанна д’Арк: как Мария Бочкарева создала женский батальон смерти
Уйдя от мужа-агрессора, Мария Бочкарева стала добровольцем во время Первой Мировой войны. Она сделала военную карьеру, создала первый в России женский батальон, отправилась на переговоры с президентов США от Белой армии и в 32 года была расстреляна большевиками
От крестьянки до жены каторжника
Мария Бочкарева родилась в июле 1889 года в Новгородской губернии у крестьян Леонтия и Ольги Фролковых. Семья вскоре переехала в Сибирь и поселилась в Томской губернии. Родители Марии считали, что на новом месте у них получится разбогатеть, но эти планы не удалось осуществить. Фролковы жили в нищете, и Мария рано начала сама зарабатывать на хлеб. Сначала она служила нянькой, потом нанялась прислугой.
В раннем подростковом возрасте Мария влюбилась в молодого офицера, но отношения не сложились. О романе и расставании узнал отец Марии и пришел в ярость: он начал издеваться над дочерью и регулярно избивать ее. Мария мечтала уйти из родительского дома и стать хозяйкой своей жизни. В 15 лет она вышла замуж за Афанасия Бочкарева.
Медовый месяц молодожены проработали на укладке асфальта. Мария быстро поняла, что ее жизнь в браке мало чем отличается от жизни в доме отца: муж был сильно старше, оказался алкоголиком и агрессивным человеком. Она сбежала, Афанасий вернул ее домой. Систематические избиения довели Бочкареву до отчаяния: она думала даже об убийстве мужа.
Марию спас счастливый случай: в полиции вошли в ее положение и выдали ей паспорт. Мария сразу же бросила мужа и уехала к сестре в Иркутск. Там она встретила картежника и бандита Янкеля Бука, который стал ее гражданским мужем. Вместе они открыли мясную лавку, и Бочкарева стала одной из первых женщин-мясников в России. В 1912 году Янкеля арестовали, и Мария отправилась за ним в ссылку в якутское село Амга.
Пешком по тайге на фронт
В 1914 году Российская империя вступила в Первую Мировую войну. Мария решила идти на фронт. Бочкарева пешком по тайге добралась до Томска, пришла к командиру резервного батальона и попросила записать ее в добровольцы. Мария была не единственной женщиной, захотевшей отправиться на фронт. Некоторые притворялись мужчинами, тем более что мешковатая солдатская форма помогала скрыть женскую фигуру. Но Бочкарева не хотела никого обманывать — она решила пойти легальным путем. «Мое сердце рвалось туда — в кипящий котел войны, чтобы принять крещение в огне и закалиться в лаве. Мною овладел дух самопожертвования. Моя страна звала меня», — вспоминала Мария. Ей отказали: женщин соглашались брать только в сестры милосердия. Командир батальона пошутил, что Бочкаревой поможет только император.
Мария решила действительно обратиться лично к Николаю II. Денег у нее хватало ровно на отправку прошения с просьбой разрешить ей отправиться на войну. Прошение дошло до адресата, и Николай II дал свое согласие. Так Бочкарева стала солдатом. Когда сослуживцы спросили, как ее называть, она выбрала прозвище «Яшка». В 1915 году она попала на фронт.
Сначала солдаты отнеслись к Бочкаревой с неприязнью, но «Яшка» не обращала на это внимания. Она сражалась наравне со всеми, ходила в разведку и в штыковые атаки, и вскоре неприязнь сослуживцев сменилась уважением. В первые месяцы службы вынесла на себе раненых солдат во время газовой атаки противника и была награждена медалью «За храбрость». Четыре раза оказывалась на лечении в госпиталях. Каждый раз, когда «Яшка» возвращалась в свой полк, ее приветствовали аплодисментами.