Роковая стружка
Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС
Российский модуль «Наука» должен был стать частью Международной космической станции еще 11 лет назад, но до сих пор остается на Земле. Несколько лет назад сначала в его трубопроводах, а затем и топливных баках нашли металлическую стружку, которая могла оставить его на земле навсегда. В минувшую пятницу Роскосмос объявил, что модуль в ближайшие дни все же отправится на Байконур. Судя по всему, решение о пуске было именно волевым: трубопроводы заменили, а вот от стружки в баках полностью избавиться не удалось — но теперь считается, что двигателям модуля она не повредит.
Последний из клана ТКС
Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ, официально МЛМ-У, о смысле этого «У» мы расскажем ниже) «Наука» — это дублер «Зари», с которой в 1998 году началась Международная космическая станция. Оба они «наследники» советского пилотируемого корабля ТКС (транспортный корабль снабжения). Этот корабль еще в советские времена несколько раз летал в беспилотном режиме к орбитальным станциям, но от него в итоге отказались в пользу значительно более дешевых и легких «Союзов».
На базе функционально-грузового блока (ФГБ) этого корабля были построены модули для станции «Мир»: «Квант-2», «Кристалл», «Спектр» и «Природа», еще один ФГБ до этого поработал буксиром для «Кванта-1», самого первого модуля «Мира». После того, как «Заря» вышла на орбиту и успешно образовала там пару с американским «Юнити», на Земле остался последний из «клана транспортных кораблей снабжения» — готовый на 80 процентов ФГБ-2. Его начали строить в 1995 году на случай, если с «Зарей» что-то пойдет не так, и не стали доделывать.
Буквально в том же году Центр имени Хруничева предложил «Боингу» (Boeing), который опаздывал со сдачей второго американского модуля, создать на базе ФГБ-2 многоцелевой модуль для американской научной аппаратуры - вместо модуля «Дестини» (Destiny, «Судьба»). Стороны подписали меморандум о намерениях, но в июле 1999 года «Боинги» пересмотрели свой бюджет и отказались от этой идеи. «Дестини» американцы достроили, тот пристыковался к МКС в 2001-м, а ФГБ-2 продолжил ждать своего часа на Земле.
На основе беспризорного ФГБ можно было создать тяжелый транспортный корабль — он был бы способен доставить на МКС в три раза больше груза, чем «Прогресс» — или стыковочно-складской модуль, для чего пришлось бы его «выпотрошить»: снять служебные системы, лишние топливные баки. От обеих идей в итоге отказались.
Российская «Судьба»
Близнец «Зари» еще долго оставался никому не нужным, и доделывать его не спешили: в составе МКС его функции успешно выполняла сама «Заря». Наконец, в ноябре 2006 года Роскосмос принял решение построить на его базе многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ) с целью «развития научно-исследовательских, прикладных и функциональных возможностей российского сегмента станции» — то есть все-таки сделать из него «российскую версию “Дестини”», как предлагал еще в 1998 году ГКНПЦ Хруничева «Боингу».
Это означало, что от оригинального ФГБ-2 должен был остаться только корпус и служебные системы — всю "начинку" извлекли, чтобы освободить место под научную аппаратуру, а точнее — под универсальные и специализированные рабочие места, предназначенные для установки исследовательских приборов. Тогда же было принято решение, что на внешней поверхности модуля будет установлен европейский манипулятор ERA. Эта 11-метровая рука будет помогать космонавтам добираться в нужные точки станции во время выходов в открытый космос, снимать и ставить приборы и устройства, размещенные на внешней поверхности МКС.