Зачем людям деньги
Как обучить детей финансовой грамотности и обеспечить их будущее
Финансовая грамотность — это не столько про деньги, сколько про способ существования в современном мире.
Вице-президент Совета по финансовой грамотности при президенте США Джон Брайант называет финансовую культуру жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения, который «позволяет человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам выбирает те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества». В США курс управления личными финансами обязателен для старшеклассников в 17 штатах. Его разрабатывали при участии Федеральной резервной системы (ФРС).
В России вопрос финансовой грамотности поднимался Министерством финансов ещё в 2006 году, в год председательства России в «Большой восьмёрке». По словам заместителя министра финансов Сергея Сторчака, инициативу финансового просвещения молодёжи коллеги по G8 поддержали, отметив её актуальность и в их странах тоже.
С 2016 года уроки по финансовой грамотности проходят в России в качестве факультатива, но по всей стране. В создании и внедрении тематических образовательных модулей приняли участие Всемирный банк и два российских министерства — финансов и просвещения. Несмотря на небольшой срок внедрения, инициатива дала отличные результаты. В 2017 году в исследовании уровня финансовой грамотности, которое раз в три года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, PISA), российские школьники заняли четвёртое место среди сверстников из 25 стран. Их опередили подростки из Китая, Бельгии и Канады, где эти программы существуют гораздо дольше. При этом россияне-подростки оказались гораздо умнее россиян-взрослых, которые прошли то же тестирование в своей возрастной группе и заняли только 25-е место среди 30 стран — участников выборки.
Игра про деньги
Воспитание финансовой культуры стало «окном возможностей» для банков и страховых компаний. Впервые за всю историю школьного образования их допустили в «святая святых» — на закрытую от посторонних территорию российских школ. Но вовсе не для того, чтобы коммерческие структуры растили из детей «осознанных потребителей» или «будущих клиентов». За этим строго следят кураторы программы со стороны Министерства финансов. Внедрение в образовательную среду практиков рынка — один из мировых трендов. Мастер-классы, обучающие семинары и, наконец, различные игры — в современном обучении максимальный упор делается на геймификацию. Эксперты из Академии госслужбы РАНХиГС в презентации «Форсайт образования 2035» называют рынок игровой среды прямым конкурентом рынка образования и прогнозируют, что уже через 15 лет игровые достижения начнут признаваться как образовательные результаты.
Но как доступно, а главное, понятно объяснить детям, что такое деньги?
«Многие родители начинают задумываться об обучении детей финансовой грамотности, когда их ребёнок оканчивает школу. В реальности же дети сталкиваются с денежными вопросами гораздо раньше», — говорит руководитель департамента разработки олимпиад обучающего портала «Учи.ру» Гаянэ Симонян. Тесты и задачи проекта «Учи.ру», резидента технопарка «Сколково», опираются на международные стандарты, их используют на всероссийских олимпиадах по предпринимательству, в которых уже приняли участие более миллиона школьников с 1 по 11 классы.
Симонян приводит несколько базовых принципов обучения финансовой грамотности: ребёнку должно быть интересно, сама игра должна быть понятна и включать поощрение за проявление самостоятельности, а также формировать навыки коллективной работы. Как в одном из заданий «Остров», где главному герою задачи хочется как можно скорее накопить на велосипед, поэтому он изучает возможности острова (то есть рынка) и вместе с участником олимпиады принимает решения, которые приведут его к цели.
Всё это формирует не только базу знаний, но и помогает расти познавательной мотивации ребёнка. Хотя дети — это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, важно помнить, что одна из целей обучения финансовой грамотности — воспитание культуры предпринимательства, развитие навыков для организации собственного бизнеса. Об этом говорят и эксперты из Академии госслужбы, включая в число необходимых навыков, которые пригодятся в будущем, «умение самому организовывать проекты» и «системное мышление — способность быстро понимать, как устроены сложные процессы, организация или механизмы». Развивающие предпринимательскую инициативу игры подходят тут как нельзя кстати.
«Мы придумываем для участников яркие игровые ситуации. Участники создают свой продукт, строят бизнес, подбирают задачи для сотрудников и планируют время так, чтобы успеть как можно больше», — рассказывает Гаянэ Симонян из «Учи.ру». Например, игра по управлению киоском по продаже мороженого учит планировать финансы, учитывать стратегические риски и наглядно показывает, как реализуются социальные механизмы торговли, которые они уже видели в реальной жизни. «Дети, зачастую действуя интуитивно, отлично справляются, хотя в реальной жизни их не учили руководить бизнесом и принимать другие ответственные решения относительно денег. Но они знают, что подобные ситуации существуют в жизни, и, к примеру, не раз видели, как устроена работа в магазине около дома», — резюмирует Симонян.