Новое поколение галеристов и аукционных специалистов встряхнуло рынок

Robb ReportКультура

Молодые со старыми

Новое поколение галеристов и аукционных специалистов встряхнуло рынок, вернув в игру произведения искусства, созданные много веков назад 

Анжела М. Х. Шустер

Глава отдела продаж департамента старых мастеров Christie’s Джонквил О’Рейли находит черты современной моды в костюмах на старинных картинах, например, на «Портрете Алессандро Фарнезе в доспехах» (1561) кисти Антониса Мора и Алонсо Санчеса Коэльо

Цены на современное искусство продолжают стремительно расти ($90,3 млн за Хокни, $110 млн за Баския). Работы актуальных художников всё так же считаются выгодным активом, несмотря на невероятно юный возраст их авторов. Но есть арт-дилеры, которые делают ставку на другие шедевры — старинные. Причём настолько, что их создатели удивились бы, узнав, что Лувр перестал быть королевским дворцом.

Европейские творцы, от Питера Пауля Рубенса до самого Леонардо да Винчи, снова пользуются спросом. «Раньше большинство коллекционеров современного искусства и модерна начинали со старых мастеров, — говорит Пол Смитс, женевский арт-дилер во втором поколении, специализирующийся на итальянской живописи эпохи Возрождения. — Теперь наоборот: многие из более молодых клиентов приходят ко мне, хотя до того собирали современное искусство». Конечно, старые мастера никогда не исчезали с рынка, но поскольку в частных руках оставалось всё меньше качественных работ, а предыдущее поколение опытных арт-продавцов постепенно уходило со сцены, старинная живопись занимала всё более узкую нишу. Сегодня же группа дилеров и экспертов аукционных домов, в большинстве своём 30–40-летних, ломает привычные представления о том, как надо воспринимать, покупать и продавать старые картины. Молодым игрокам арт-рынка удалось выпрыгнуть из безумной гонки за объектами совриска, используя новые технологии, массовую культуру и преемственность истории искусства. Старинные полотна они продают коллекционерам, которые ещё вчера считали 1940-е годы древней историей.

Один из лидеров этого возрождения — Джонквил О’Рейли, энергичная руководительница отдела продаж департамента старых мастеров аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке. 34-летняя О’Рейли почти 10 лет продаёт работы Лукаса Кранаха, Франческо Гварди, Антониса ван Дейка и твёрдо убеждена, что претенциозность искусствоведов только отталкивает клиентов: «Когда вы говорите с потенциальным покупателем о старых мастерах, нельзя быть слишком пафосным и заумным. Если вы перегрузите его деталями, он к вам больше не вернётся. Не каждому интересно знать, из какой именно флорентийской часовни происходит эта алтарная картина. С другой стороны, вписав работу в правильный контекст, показав её значимость, вы реально заинтересуете покупателя».

О’Рейли нашла свой подход к сердцу коллекционера, вооружившись инструментами соцсетей и собственными широкими познаниями в истории костюма, которая, как она уверяет, сегодня очень востребована. Чтобы убедиться, что старые мастера снова в моде, достаточно посмотреть на показы в Париже, Лондоне, Милане и Нью-Йорке. «Николя Гескьер из Louis Vuitton и Алессандро Микеле из Gucci явно заимствуют идеи со старинных полотен. Можно проследить, какое именно произведение искусства вдохновило кутюрье», — говорит О’Рейли, пролистывая череду парных изображений в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). «Посмотрите на восхитительный воротник в стиле Тюдоров, который Viktor & Rolf показали в осенне-зимней коллекции 2018 года. Их вполне мог вдохновить портрет леди Дианы Сесил, написанный Уильямом Ларкиным в 1614 году. А эти пышные фижмы были в прошлой весенней коллекции Comme des Garçons, — продолжает О’Рейли. — Вам не кажется несомненным сходство с портретами XVIII века Марии Луизы Пармской и Марии Франческо Пиньятелли кисти Антона Рафаэля Менгса в музее Прадо? Ну и конечно, Gucci — мы все знаем об увлечении бренда ренессансной модой, которое началось, когда этот Дом возглавил Алессандро Микеле».

«Портрет Елизаветы I» кисти Феникса вполне мог вдохновить Алессандро Микеле, создавшего подиумный образ Gucci.

Неудивительно, что Christie’s не замедлил капитализировать идеи О’Рейли и привлёк её к производству рекламных роликов о картинах предстоящих аукционов. Особое внимание в них уделено деталям костюмов на старинных портретах, которые О’Рейли называет «селфи прошлого». «Позировать для портрета много веков назад было дорогим удовольствием, занимавшим много времени. Поэтому люди старались предстать перед портретистом в самом лучшем виде — похвастать историей своей семьи, богатством, социальным положением, облачившись в дорогую одежду и выставив напоказ драгоценности». Старые мастера входят в моду не только на подиумах, но и в поп-культуре, замечает О’Рейли, вспоминая клип на песню Apeshit Бейонсе и Jay-Z, который вышел этим летом и немедленно собрал 140 миллионов просмотров на YouTube. Снятое в Лувре яркое видео с политическим подтекстом показывает многие из музейных шедевров. Камера проплывает мимо портрета Жюльетты Рекамье кисти Жака-Луи Давида (1800) и «Моны Лизы» (1503–1506) Леонардо. Сюда же стоит добавить нашумевшую выставку Института костюма в Метрополитен-музее в 2018 году Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination. Посмотреть на средневековые и ренессансные произведения искусства из коллекции Метрополитен пришли 1 659 647 человек — больше, чем на знаменитую выставку «Сокровища Тутанхамона» в 1978 году. И это абсолютный рекорд посещаемости в истории музея.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Типток Типток

Зачем делить людей на типы, если вы не хостес ресторана «Большой»

Tatler
Взаимное опыление Взаимное опыление

Онлайновый бизнес учится, чтобы пойти в офлайн

Forbes
Чудить на праздникъ Чудить на праздникъ

Попробуй взять на вооружение исторический опыт, чтобы чудить с фантазией

Maxim
«Громкая связь»: MAXIM посмотрел новый фильм «Квартета И» и хочет выговориться «Громкая связь»: MAXIM посмотрел новый фильм «Квартета И» и хочет выговориться

«Громкая связь»: MAXIM посмотрел новый фильм «Квартета И» и хочет выговориться

Maxim
Не кремом единым: 3 способа деликатного ухода за лицом Не кремом единым: 3 способа деликатного ухода за лицом

Как оставаться свежей и юной без инъекций и мощных бьюти-средств

Cosmopolitan
Алексей Кортнев: «Моя главная вредная привычка? Пьянство!» Алексей Кортнев: «Моя главная вредная привычка? Пьянство!»

Роковые ошибки музыканта в воспитании детей и в отношениях с женой

StarHit
Остеохондроз Остеохондроз

Невролог-эпилептолог Никита Жуков об остеохондрозе

Maxim
Как правильно ставить карьерные цели. Советы женщин-руководителей Как правильно ставить карьерные цели. Советы женщин-руководителей

Как правильно ставить карьерные цели. Советы женщин-руководителей

Forbes
Как «Реал» и «Барселона» увеличат свои доходы после обновления стадионов Как «Реал» и «Барселона» увеличат свои доходы после обновления стадионов

Почему испанские гранды готовы потратиться на реконструкцию своих арен

Forbes
Скольжение вниз. Можно ли замедлить снижение рейтинга Путина Скольжение вниз. Можно ли замедлить снижение рейтинга Путина

Остаются ли у президента шансы развернуть ситуацию с рейтинговыми показателями?

Forbes
Как не стать жертвой кибермошенников: советы от профи Как не стать жертвой кибермошенников: советы от профи

Как не стать жертвой кибермошенников: советы от профи

CHIP
Найти двойника, чтобы выжить: как люди приходят в благотворительность Найти двойника, чтобы выжить: как люди приходят в благотворительность

Почему и как люди приходят в сферу благотворительности

Cosmopolitan
Питомцы знаменитостей, которые до смешного похожи на своих хозяев Питомцы знаменитостей, которые до смешного похожи на своих хозяев

Перед тобой 11 знаменитостей и их любимые домашние животные

Playboy
Расстаться, чтобы жить: почему мы разводимся Расстаться, чтобы жить: почему мы разводимся

Смотрим на развод глазами «отступников»

Psychologies
Наука и жизнь Наука и жизнь

Технологии и гедонизм отлично сочетаются в дизайнерских кухнях

SALON-Interior
Главные показы Недели моды в Нью-Йорке Главные показы Недели моды в Нью-Йорке

Рассказываем, чего ожидать в новом сезоне

Vogue
Ксения Дукалис: Ксения Дукалис:

SMM — модная аббревиатура, привлекающая к себе все больше и больше людей

Cosmopolitan
Конец советского феномена: почему дачи оказываются «вне закона» Конец советского феномена: почему дачи оказываются «вне закона»

В СССР от 25% до 35% семей имели садовые участки

Forbes
Кто бы мог подумать: генеративный дизайн Кто бы мог подумать: генеративный дизайн

Придумывать дизайн будущего станут не люди, а компьютеры

Популярная механика
Принцесса на сносях Принцесса на сносях

Топ-5 любопытных слухов о молодой семье принца Гарри

StarHit
Из рядовых сотрудников в предприниматели Из рядовых сотрудников в предприниматели

Готовы ли компании к цифровой трансформации

Forbes
Марина Адашевская. Театральный век Марина Адашевская. Театральный век

Очерк о Марине Адашевской

СНОБ
Как заработать на поколении Z: советы венчурного инвестора Как заработать на поколении Z: советы венчурного инвестора

Технологические проекты в сфере образования не вписываются в венчурную модель

Forbes
Дети не вредят карьере женщины. Это делают мужчины Дети не вредят карьере женщины. Это делают мужчины

Пора перестать винить матерей в проблемах, созданных отцами

Psychologies
Роковая женщина Роковая женщина

Она видела Цоя. Как Джоанна Стингрей привезла русский рок в Америку

GQ
12 неповторимых фактов о фильме «День сурка» 12 неповторимых фактов о фильме «День сурка»

Правда ли, что сурки сожрали Билла Мюррея на съемках?

Maxim
Москву заставят платить. Суд вступился за собственников изымаемой недвижимости Москву заставят платить. Суд вступился за собственников изымаемой недвижимости

Когда собственники могут требовать компенсаций за оцененную недвижимость

Forbes
Сквернословие — признак развитой речи? Сквернословие — признак развитой речи?

Психологи считают, что грубые выражения служат своего рода обезболивающим

Psychologies
Тлен и безысходность: можно ли научиться одеваться, когда вокруг такое? Тлен и безысходность: можно ли научиться одеваться, когда вокруг такое?

Мы живем с закрытыми глазами, поэтому и одеваемся так плохо

Cosmopolitan
За великой английской стеной За великой английской стеной

Почему она существует в киноиндустрии и как ее преодолеть

Эксперт
Открыть в приложении