«Равенство прав не отменяет различия полов!»
В чем отличие мужской и женской сексуальности? Что в XXI веке значит быть настоящей женщиной? Чего на самом деле хотят современные представительницы прекрасного пола? В поиске ответов на эти злободневные вопросы клинический психолог Ольга Чекункова обратилась к ярчайшей звезде французского психоанализа Жаклин Шаффер.
Жаклин Шаффер, главный специалист в мире по психоанализу женского, недавно приезжала в Москву в НИУ ВШЭ, где провела трехдневный семинар, посвященный женскому началу и тайнам женской сексуальности. Психотерапевт Ольга Чекункова расспросила Жаклин о переменах, которые произошли с женщинами в начале XXI века.
Ольга Чекункова: В конце жизни Зигмунд Фрейд писал, что так и не смог ответить на вопрос, чего же на самом деле хотят женщины. Вы как специалист по женской сексуальности можете дать ответ?
Жаклин Шаффер: В Вене во времена Фрейда жизнь женщины подчинялась закону «трех К»: Kinder, Küche, Kirche, то есть дети, кухня, церковь. Сегодня это вызывает только улыбку. Современные женщины могут разделять репродуктивные функции и сексуальные желания, это самое сильное изменение. Причем сексуальное удовольствие практически превратилось в обязанность. Раньше мастурбация считалась грехом, а сейчас это абсолютно нормальное и даже желательное явление, помогающее детям узнать свое тело. Гомосексуалисты тоже получили очень много свободы.
В XXI веке женщины могут, наконец, выбирать то, чего действительно хотят
Но вернемся к вопросу, чего же хочет женщина. Мне кажется, стремление исключительно к сексуальной свободе — это свойство фаллической женщины, которая желает обладать мужской властью и соперничает с мужчинами. Подлинно женская природа — другая, она в том, чтобы желать быть желанной. Причем сделать так, чтобы тебя возжелали, — это не пассивное, а активное поведение. Женщина не охотится на мужчину (это как раз черта фаллической женщины), она хочет быть желанной для того мужчины, которого выбрала. Она хочет создать с ним любовную пару.
В XXI веке женщины могут, наконец, выбирать то, чего действительно хотят. Но и сейчас есть примеры отношений, основанных не на любви: в буржуазных семьях выбор мужа может быть обусловлен семейными интересами на землю, собственность, финансы. Есть женщины, которые выбирают отношения без любви с очень обеспеченными мужчинами. Но это достаточно редкие случаи, в центре все же стоит любовь. Мне кажется, любовь — это в большей степени женский вопрос, хотя есть исключения среди мужчин, для которых любовь становится главной целью.
Вы назвали две стороны женского: материнское и сексуальное. Но ведь есть еще и карьера. Как научиться жонглировать этими функциями, не ущемляя ни одну из них?