Пушистый Иисус, Губка Боб, перекошенная нимфа и еще 10 примеров неудачной реставрации
Слово «реставрация» происходит от латинского «restauratio», что означает «восстановление». То есть просто так подкрасить или замазать не получится.
Слово «реставрация» происходит от латинского «restauratio», что означает «восстановление». Просто так подкрасить или замазать не получится, иначе памятник культуры может быть испорчен и даже уничтожен.
Одним из хрестоматийных примеров неправильной реставрации является восстановление Парфенона в начале XX века. Хотели как лучше, старались, но не те материалы, не те инструменты, не очень внимательная работа с обломками. В итоге часть объектов была разрушена, а не восстановлена. Прошло почти сто лет с той поры, и... ничего не изменилось.
МатРерное слово
Замок Матрера (El castillo de Matrera), IX в.
Замок Матрера красиво, хотя и не очень надежно охранял просторы испанской провинции Кадис с IX века до 2013 года, когда сильные дожди (и туристы) привели к обрушению центральной башни. Местные власти срочно озаботились ремонтом национального памятника. Спустя три года замок было не узнать: красивый, новый! И… в марте 2016-го разразился скандал.
Это новое слово в реставрации, и слово это нецензурное. Местные жители помянули им и власти, и реставраторов, а затем за дело взялись специалисты, которые лишились важного объекта исследований. Сами реставраторы объясняли, что все требования испанского законодательства соблюдены. Их результат безопасен для посещения, демонстрирует оригинальный размер башни, текстуры и цвета исходных материалов, а также четко отделяет сохранившиеся элементы от новодела. За эту работу архитектор даже получил профессиональную награду.
А в 2002 году строители умудрились снести дом Исидора Мадридского, святого покровителя испанской столицы, простоявший там около девятисот лет. Такое ощущение, что у этих испанцев дедушка на старозамковой фабрике работает. У них этих старых замков ну просто завались. Вот и сносят что попало.
«Пушистый Иисус»
Фреска Ecce Homo («Се человек»), 1910 г.
И снова речь пойдет об Испании. Одной из немногих достопримечательностей маленького городка Борха была изображавшая Иисуса Христа в терновом венце фреска Ecce Homo («Се человек») работы Элиаса Гарсиа Мартинеса.
В 2010 году 83-летняя прихожанка Сесилия Хименес с согласия настоятеля взялась за восстановление фрески, которая хоть и была ровесницей «художницы» и (тоже?) начала осыпаться, но выглядела все равно лучше. Это надо было исправить.
Результат стал достоянием общественности в 2012 году и превзошел все ожидания. Острословы стали называть фреску «Пушистый Иисус» или Ecce Mono («Се обезьянка»). Старушка объясняла свое творческое видение отсутствием опыта и отвратительным освещением в церкви. Настоятель церкви, насупившись, молчал.
Нет худа без добра. Фреска в исходном состоянии была интересна только искусствоведам, а вот «Пушистый Иисус» привлек в городок буквально толпы туристов, обеспечив местных жителей и саму Сесилию работой, церковь — доходом от посещений, а любителей посмеяться — огромным количеством карикатур и фотожаб.
Каирский цирюльник
Погребальная маска Тутанхамона, 1323 г. до н.э.
Мало было египтянам отломанного носа сфинкса. Летом 2014 года в процессе переноса экспонатов в Каирском музее у бесценной погребальной маски Тутанхамона каким-то образом отвалилась борода. Чтобы решить проблему, одному из работников пришла идея все приклеить обратно, да понадежнее. А что может быть надежнее эпоксидной смолы?