«С прошлым можно экспериментировать»
Насколько сильно влияют на нас события детства? И как мы можем повлиять на это влияние? Размышления гештальт-терапевта
Действительно ли «все мы родом из детства»?
Елена Петрова: Ответ на этот вопрос довольно сильно зависит от культуры, к которой мы принадлежим. Весь ХХ век психология, начиная с Фрейда, говорила о том, как детство влияет на нашу жизнь. Для примера, в 1970-е в США было популярно такое направление, как психоистория: сообщество психологов делало прогнозы относительно того, как поведет себя тот или иной политик, основываясь на реконструкции его детского опыта. Но создавая свою теорию, Фрейд опирался на уже существующую культурную традицию. И фраза «Все мы родом из детства» принадлежит вовсе не психологу, а писателю: это сказал Лоренс Стерн в XVIII веке в романе Сентиментальное путешествие. Это привычная для жителя Европы идея, что каким было детство, так мы будем жить и во взрослом возрасте. На Востоке взгляд другой: там считают, что жизнь предопределяется не детством, а нашими прошлыми жизнями. А мы, европейцы, иногда лукавим, списывая на детство какие-то свои проблемы...
Мы считаем свое детство более несчастным, чем оно было?
Е.П.: Скорее более однозначным, менее разнообразным. Мы смотрим на него под определенным углом. Несколько лет назад я вела семинар, посвященный детским сценариям. Три раза я начинала его с вопроса «Какие у вас есть сценарии, что вы помните из детства?». Участники каждый раз делились мрачными рассказами. На четвертый раз я переформулировала задание, попросила участников: пожалуйста, вспомните идею или ценность, которая открыто признавалась хорошей в вашей родительской семье и позитивно повлияла на вашу жизнь, идею, которую вы разделяете сейчас, уже будучи взрослыми, и которую транслируете вашим детям. Первая реакция моих собеседников была – ступор, и даже психологи предлагали вместо этого поговорить о деструктивных семьях. Но я держалась стойко: мы не будем делать треугольник Карпмана и выяснять, кто жертва, кто преследователь, не будем говорить про токсичных родителей. Найдите хоть одну ценность, хотя бы «ходить в красивой одежде по улице». И через полчаса в малых группах царила чудеснейшая атмосфера, участники обнаруживали прекрасные идеи, теплые чувства и мысли, которые давали им опору, связь с родителями и которые, как оказалось, дают стойкость в жизни. Эксперимент показал, что многое зависит от позиции наблюдателя.
Мы не видим того, на что не смотрим...
Е.П.: Да, и в этом же эксперименте выяснилось, что часто, когда мы испытываем затруднения, например в карьере, мы не решаемся признаться себе: я не хочу карьеру, а хочу спокойную жизнь, нам стыдно так сказать, и мы, сами того не заметив, ссылаемся на детство и говорим: это мама велела мне делать карьеру, а я не хочу! За ХХ век сложилась привычка художественно описывать негативные аспекты детства, эта практика стала культурной нормой для европейцев, и это влияет на позицию терапевта. Эти соображения побуждают нас работать с детским опытом. Иногда негативный детский опыт реален, а иногда, во всяком случае частично, представляет собой просто метафору текущей жизни.
Влияет ли на терапию то, насколько реальны наши воспоминания?