Обмен дарами
В прошлом выжить в одиночку было просто невозможно, и наши предки объединялись в группы. Но и сегодня ситуации, угрожающие нашим социальным отношениям, заставляют нас страдать так же сильно, как при физической боли. Почему мы нуждаемся друг в друге и как закрепить значимые для нас связи?
Отправить полсотни сообщений и на столько же ответить; обсудить в семейном чате отпуск, а в школьном – высокую нагрузку; пожаловаться соседке на холодные бата реи и объяснить дорогу прохожему; перепостить фото пропавшей собаки и уединиться с любимым в спальне… Наша жизнь соткана из диалогов и пронизана социальными связями. 70% наших разговоров посвящены об суждению отношений1. Мы не перестаем думать о них даже тогда, когда предоставлены сами себе. В этом нет ничего удивительного: мы – социальный вид. И только постоянный контакт с другими людьми позволяет младенцу вырасти человеком.
1. Dunbar, R. I. и др. Human conversational behavior. Human Nature, 8(3), 1997
Социальная боль
«Наш мозг всем ходом эволюции запрограммирован договариваться и взаимодействовать с окружающими», – замечает социальный психолог Мэттью Либерман2. Об этом свидетельствует наличие двух важнейших врожденных механизмов адаптации. Первый – это система зеркальных нейронов в мозге, она позволяет нам имитировать чужое поведение и так учиться; она помогает распознавать чувства и интерпретировать намерения других людей. А второй, с ним сцепленный, – это система привязанности, которая обеспечивает эмоциональную связь сначала между взрослым и ребенком, а затем и между партнерами и просто близкими людьми. Причем потребность в поддержании этой связи сохраняется на протяжении всей жизни. «Одна и та же система заставляет нас и плакать в младенчестве при разлуке с опекуном, и отзываться на плач детей, когда мы становимся родителями, – пишет Мэттью Либерман. – Физическая близость опекуна – главная цель младенца. И за успешное достижение этой цели мы всю жизнь расплачиваемся потребностью в любви и дружбе и сопровождающей их социальной болью». Страдание от отсутствия близких нам людей, по мнению социального психолога, сопоставимо с физической болью.
2. Мэттью Либерман «Социальный вид... » (МИФ, 2020)
Казалось бы, это повод общаться все больше и лучше. Увы, на деле наши современники чувствуют себя все более изолированными и незащищенными. Осенью 2023 года Всемирная организация здравоохранения на звала одиночество глобальной угрозой здоровью населения3 и создала комиссию, которая займется изучением влияния социальных связей на здоровье.
3. The Guardian, 16 ноября 2023.
Любовь на дистанции
Почему же, нуждаясь в других, мы становимся все более одинокими? «Произошла сильная атомизация общества, ослабление так называемых первичных связей: родовых, дружеских, соседских, – объясняет юнгианский аналитик Лев Хегай. – Семьи, которые объединяли людей разных возрастов под одной крышей, ушли в прошлое, а дистанция между поколениями из-за культурных и ценностных различий только растет».
Отношения в паре также теряют прочность: по данным Росстата, в 2018–2022 годах мужчины и женщины в четыре раза чаще выбирали гражданский брак (43,7% мужчин и 38,7% женщин от общего числа союзов), чем в 2010–2014 годах. Молодые легко разбегаются в поисках нового партнера, а зрелые, вырастив детей, все чаще предпочитают гостевые браки. Мы легче меняем работу и место жительства, в отличие от старших поколений, которые всю жизнь на одном предприятии, с одним мужем, в одном доме… «Идентичность наших предков была родовой, общинной, – продолжает Лев Хегай, – они не мыслили себя без близкого соседства с другими, всегда имели в виду окружение, соизмеряли себя с ним. Сейчас мы живем индивидуалистично. Связи через интернет не могут заменить того плотного, телесного, энергетического, чувственного контакта с родственниками и общиной, в котором ежедневно находился человек прежде».