Природный – значит дикий
Ревайлдинг как возвращение земной, морской и человеческой жизни к диким корням
Книга «Природный – значит дикий» (в оригинале – Feral, 2013 год) является и анализом ситуации с дикой природой, и манифестом автора. В ней Джордж Монбио размышляет о том, что современным людям в повседневной жизни, не хватает общения с природой и ее истинной дикости. Вводя такой термин как «ревайлдинг», автор утверждает, что некоторые области Земли должны быть отданы нами под власть природы, и тогда благоприятные последствия для планеты и людей не заставят себя долго ждать.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Природный – значит дикий» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Конечно, среди 8 миллиардов населения Земли найдется много урбанистов, которые в любую минуту предпочтут городской пейзаж девственному лесу. Но все же большинство из нас тянет к природе – мы ведь сами являемся ее частью. Из книги Джорджа Монбио вы узнаете, что сегодня не только жители городов «оторвались от своих корней». Даже знаменитые заливные луга Англии, и ее изумрудные холмы – результат вмешательства человека в естественный ход вещей. Автор ратует за восстановление дикой природы в местах, которые непригодны для сельского хозяйства, и за более близкое знакомство людей со своими (на самом деле, дикими) корнями.
Вернитесь к природе и взгляните на мир по-новому.
Когда вы в последний раз по-настоящему наслаждались красотами природы? Вероятно, прогуливаясь по местному парку или посещая городской ботанический сад. Но эти озелененные городские районы созданы искусственно и находятся под присмотром человека. Мы же будем говорить о настоящей природе – дикой и неприрученной.
Спросите себя теперь, когда вы в последний раз по-настоящему были на природе, борясь с ветрами, вдохновляясь всем вокруг и вздрагивая от каждого шороха в зарослях? Когда вы в последний раз были в по-настоящему дикой среде обитания?
Джордж Монбио выступает за то, чтобы заново сделать некоторые территории дикими. Нам, людям, нужны взаимодействия с дикой природой – это заложено глубоко в нашей психике, считает автор. Кроме того, это будет очень полезно для местных экосистем и экологии в целом. Идеи, основанные на этом подходе, могут применяться во всем мире.
Итак, настало время ревайлдинга!
Из этого обзора вы узнаете:
- какие виды рыбы в Британии лучше не трогать руками;
- что нам известно о взаимодействиях детей с природой тысячу лет назад;
- и почему плотный ковер из голубых колокольчиков в лесу на самом деле – тревожный знак.
Золотодобывающие шахты в бразильских тропических лесах угрожают окружающей среде и вредят коренным племенам.
Громких заявлений, касающихся окружающей среды, и так сейчас пруд пруди, зачем писать еще одну книгу? – спросите вы. Но Джордж Монбио не паразитирует на актуальной теме, а искренне болеет за это дело, много лет занимаясь экологией и вопросами окружающей среды. Его книга – не просто размышления на тему, а конкретный план действий, который может спасти природу нашей планеты. И чтобы подтвердить свои выводы, автор, прежде всего, опирается на факты и личный опыт.
В 1989 году Монбио, работавшего тогда в экологической организации, отправили в золотодобывающие шахты Бразилии, чтобы он оценил их влияние на природу диких тропиков.
Это было то ещё приключение! Все началось с того, что Монбио вместе с его канадским другом прорвался через полицейский кордон недалеко от аэропорта Боа-Виста. Оттуда друзья направились к тропическим лесам Амазонии, где стали свидетелями ужасной картины. Там были вырублены и выкорчеваны большие участки леса, чтобы облегчить людям доступ к богатым золотом речным осадочным породам.
Жестокость, уже непривычная западному человеку, всегда была свойственна этим местам. В течение шести месяцев пребывания автора там более полутора тысяч шахтеров были застрелены в ходе столкновений, вызванных борьбой за запасы золота между добывающими компаниями.
Однако ещё больше пострадали коренные племена индейцев яномамо – их выживание находилось под угрозой. Для начала, около 15% яномамо стали жертвами заболеваний, принесённых шахтерами (аборигены этих мест попросту не успели выработать к ним иммунитет). В итоге, многие больные умерли, других расстреляли, а несколько деревень яномамо и вовсе были уничтожены.
Заинтересованный и возмущённый, Джордж Монбио захотел больше узнать о племени яномамо. Ему пришлось пройти длинный путь через джунгли, и в конце концов он нашел общину, обитающую в малоке – традиционном большом строении с крышей из пальмовых листьев.
Из-за гибели старших членов общины роль старейшины деревни досталась 18-летнему парню. Больные лежали в гамаках, а старые женщины исполняли ритуальные танцы, чтобы победить болезнь.
Самого автора, как одного из немногих физически здоровых людей в округе, тоже попросили исполнить эти ритуальные танцы. Также Монбио помог индейцам починить крышу.
Но это была капля в море – ведь у аборигенов этих мест было несметное множество других проблем. Сейчас международные организации призывают к защите коренных племен, но может быть слишком поздно, ведь за время золотой лихорадки популяция яномамо уже сократилась на 20%.
Образ жизни местных может показаться заманчивым для тех, кто вырос на Западе.
Бразильский опыт автора не был его единственным взаимодействием с коренными племенами. В 1992 году он путешествовал в Кению, где подружился с воином масаи по имени Торонкей. Что зацепило Монбио, так это то, насколько сильно отличался образ жизни масаи от того, к которому он привык на Западе.
В ходе этого знакомства автор понял, что у масаи можно многому научиться. Во-первых, в решениях, которые они принимали, присутствовала определенная спонтанность. Например, Торонкей, преданный своему делу бегун, решил вдруг пробежать 35 миль до другой деревни просто для того, чтобы повидать своего друга.
Однажды Торонкей во время одной из таких пробежек заметил женщину и остановился, чтобы поговорить с ней. К ночи они уже приняли решение тайно пожениться, и двое новоиспечённых любовников направились обратно в деревню Торонкея.
Однако, почти выбравшись из деревни, они случайно потревожили нескольких спящих собак, чей лай насторожил братьев женщины. Те бросились в погоню и в конце концов догнали парочку, после чего стали умолять женщину вернуться. Но она ничего и слышать об этом не хотела; вскоре Торонкей на ней женился.
Автор отреагировал на это известие с завистью. Он увидел силу искренней связи влюбленных и мог только размышлять о тщетности своей собственной «западной» жизни, в которой не было этой спонтанности.
Такая реакция – вполне обычное явление. На самом деле в колониальные времена многие колонисты предпочитали местную культуру своей собственной. По словам Бенджамина Франклина, одного из отцов-основателей Соединенных Штатов, европейцы, попавшие в плен к коренным американцам, часто адаптировались и привязывались к образу жизни туземцев. После опыта жизни среди коренного населения мало кто хотел возвращаться к колониальной культуре, а некоторые белые американцы даже добровольно «дезертировали».