Преодолеть разрыв. Могут ли большие данные в России стать новой нефтью
«Насильно» цифровизировать всю экономику невозможно и не нужно. В вопросах внедрения технологий в промышленности, так же как и в более продвинутых отраслях, должны действовать рыночные законы, то есть предпочтение необходимо отдавать проектам с понятным эффектом
Прошло уже больше десяти лет с того момента, как большие данные были названы «новой нефтью», но понимание того, как зарабатывать на топливе для цифровой экономики только начинает формироваться. Интерес к теме проявляют и бизнес, и государство. На форуме «Открытые инновации» в Сколково вице-премьер Максим Акимов, курирующий в Белом доме цифровую повестку, отметил важность вопросов, связанных с развитием и регулированием сферы данных, которые являются фундаментом цифровизации.
По данным международной исследовательской компании IDC, мировой рынок аналитики больших данных оценивается в $166 млрд, и безоговорочным лидером в этой сфере являются США, на долю которых приходится 53% от этой суммы. Для сравнения, объем рынка в России — всего 0,03%, или $40 млн.
Чтобы преодолеть этот разрыв, цифровой трансформацией придется заняться практически всем отраслям. Кроме того, рынок больших данных будет напрямую влиять на вклад цифровой экономики в ВВП страны. Однако и стартовые условия, и трудности, которые придётся преодолеть, для компаний из разных секторов будут отличаться.
Монетизация в этой сфере предполагает три этапа. Если в нефтяной промышленности все начинается с разведки, то в случае аналитики и больших данных все начинается со сбора и накопления. Затем компании учатся анализировать и применять данные в рамках собственного бизнеса, чаще всего в целях оптимизации. На третьем этапе появляется осознание, что из старых данных можно еще и получить дополнительную, «новую», прибыль.
Преимущество в этой сфере зависит от набора накопленных данных или их объема — как в ширину (количество хранимых показателей), так и в глубину (историчность данных). Хотя методика сбора и хранения может быть различной, чаще всего какая-то часть информации все равно собирается в централизованные системы.
На процесс накопления сильно влияют история и тренды в автоматизации сектора, требования регуляторов, а также конкурентная нагрузка. Банки и телеком в России — сферы относительно новые. Они под давлением со стороны государства и рынка были вынуждены выстраивать практически с нуля полномасштабные системы автоматизации, изначально внедрять единые системы или централизовать их чуть позже, а также аккумулировать данные на уровне хранилищ, а затем и озер данных.