Подробный разбор версий крушения самолета от Вадима Лукашевича

ForbesОбщество

Правда и вымысел о сбитом «Боинге». Что стало понятно через 5 лет после катастрофы

К пятилетию трагической катастрофы малайзийского «Боинга» над Донецкой областью независимый авиационный эксперт Вадим Лукашевич подготовил подробный разбор версий крушения самолета

Вадим Лукашевич

rtr3z3sk.jpg__1563138456__30251.jpg
Maxim Zmeyev

Пять лет назад, 17 июля 2014 года, пролетая над зоной боевых действий на востоке Украины, потерпел крушение, развалившись в воздухе на большой высоте, пассажирский самолет Боинг-777-200 (регистрационный номер 9M-MRD) «Малазийских авиалиний», выполнявший рейс МН17 по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. Все находившиеся на его борту 298 человек (283 пассажира, включая 80 детей, и 15 членов экипажа) погибли. По количеству жертв катастрофа рейса МН17 вошла в десятку самых страшных трагедий за всю историю авиации, став крупнейшей в XXI веке и самой большой на всей территории бывшего Советского Союза.

Для расследования обстоятельств катастрофы было инициировано два расследования — техническое и криминальное. Первое должно было ответить на вопрос «Что случилось с самолетом?», второе — «Кто виноват в гибели людей?»

Выяснение технических вопросов гибели лайнера взяла на себя Голландия, потерявшая в катастрофе наибольшее количество своих граждан — 193 человека. Право вести техническое расследование под эгидой Международной организации гражданской авиации (ICAO) Голландия получила от Украины согласно пункту 5.1 Приложения 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» к Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации. Расследование велось специализированным органом — Советом по безопасности (Dutch Safety Board, DSB) с привлечением экспертов и различных организаций из Нидерландов, России, Украины, Малайзии, Австралии, Великобритании, США, Германии, Франции, Италии, Бельгии и Индонезии. В расследовании DSB также участвовали ICAO и Европейское агентство по безопасности полетов (EASA).

9 сентября 2014 года Совет по безопасности Нидерландов представил Предварительный отчет, зафиксировавший всю известную на тот момент информацию: техническое состояние самолета, перечень погибших, данные об экипаже (в том числе квалификацию пилотов), погодные и навигационные условия по трассе полета, данные «черных ящиков» (бортовых самописцев), включая переговоры экипажа самолета с диспетчерами. На основании имевшейся информации в Предварительном отчете DSB был сделан вывод, что «…характер повреждений, наблюдаемых в пилотской кабине и передней части самолета, не сопоставим с возможным ущербом от любого известного отказа на борту самолета, его систем или двигателей. На основании предварительных результатов на сегодняшний день не обнаружено никаких признаков каких-либо технических или эксплуатационных проблем как с самолетом, так и с экипажем вплоть до окончания записи бортовых самописцев в 13:20:03 [UTC, всемирное координированное время]. Наблюдаемые в передней части самолета повреждения свидетельствуют, что лайнер был пронизан извне большим количеством высокоэнергетических объектов. Это воздействие, вероятно, привело к распаду самолета в полете, о чем свидетельствует распределение выпавших обломков по большой площади».

13 октября 2015 года (через год согласно регламенту ICAO) Совет по безопасности Нидерландов закончил свое расследование обстоятельств гибели рейса МН17, представив Итоговый отчет с многочисленными приложениями. Согласно выводам DSB, Боинг был сбит зенитной управляемой ракетой «9М38-й серии» зенитно-ракетного комплекса «Бук» с территории общей площадью 320 квадратных километров, которая, как писали СМИ, на момент трагедии контролировалась пророссийскими сепаратистами.

В своем расследовании Совет по безопасности Нидерландов рассмотрел все возможные версии, начиная от попадания в самолет метеорита или сошедшего с орбиты космического аппарата, до атаки лайнера другим самолетом. Все эти версии после изучения были отвергнуты как несостоятельные. Голландцы также внимательно проанализировали версию российского концерна «Алмаз-Антей» с запуском ракеты из района поселка Зарощенское, посвятив ее проверке отдельный цикл компьютерного моделирования (это вошло в Приложение Y к Итоговому отчету DSB) и отвергли ее как не обеспечивающую видимую картину поражения обломков «Боинга» рейса МН17). Итоговый отчет DSB был представлен в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) и принят ею без замечаний.

Рис. 1. Район площадью 320 квадратных километров, из которого, согласно Итоговому отчету DSB (стр. 144), была выпущена зенитная ракета комплекса «Бук», сбившая рейс МН17 (положение самолета в момент поражения показано точкой обрыва записи бортового параметрического самописца — Last Known FDR Position — на конце желтой линии, показывающей траекторию полета лайнера).

Уголовное расследование катастрофы было инициировано 28 июля 2014 года. В этот день при содействии Евроюста состоялось совещание представителей Интерпола, Европола, Украины и 11 стран, чьи граждане находились среди жертв катастрофы. По результатам этого совещания 7 августа была сформирована международная Объединенная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT) в которую вошли представители Нидерландов, Бельгии, Австралии и Украины. 4 декабря 2014 года в состав JIT вошла Малайзия.

Роль России

Российское участие в расследованиях DSB и JIT было различным и определялось ее посторонним статусом. Погибший самолет был произведен в США, принадлежал Малайзии, управлялся малазийским экипажем, вылетел из Нидерландов, следовал в Малайзию, российских граждан на его борту не было, в российское воздушное пространство не входил, под управление российских диспетчеров не поступал, упал на территории Украины. Юридически Россия никакого отношения к катастрофе рейса МН17 не имеет. В техническом расследовании DSB статус России определяется Приложением 13 к Конвенции ICAO как «любое другое государство, которое располагает информацией, относящейся к расследованию», предоставляемой «по запросу». Этот статус ограничивал российское участие «теми вопросами, которые дают право участвовать в расследовании», т.е. касающимися только переданной Россией информации. Все жалобы на то, что DSB не делился с российскими представителями всей имевшейся информацией, не обоснованы. Тем не менее, Россия передавала информацию голландцам и в лице уполномоченного представителя от Росавиации участвовала в редактировании Итогового отчета DSB, высказав свои замечания к его проекту, разосланному всем странам-участникам расследования за три месяца до его публикации (2 июня 2015 года).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Собеседник на вашей стороне»: как преодолеть страх
при общении на иностранном языке «Собеседник на вашей стороне»: как преодолеть страх
при общении на иностранном языке

Как воспринимать общение на иностранном языке не как суд и пытку?

Forbes
Какие болезни передаются через поцелуй? Долой мифы, только аргументы и факты Какие болезни передаются через поцелуй? Долой мифы, только аргументы и факты

Скажем «нет» болезням, передающимся через поцелуй

Playboy
Кто такой Тим Уолц и как учитель с военным прошлым стал кандидатом в вице-президенты Кто такой Тим Уолц и как учитель с военным прошлым стал кандидатом в вице-президенты

Как губернатор штата Миннесота Тим Уолц смог сколотить состояние

Forbes
Состояние Илона Маска сократилось на $800 млн после сообщения Tesla об убытках Состояние Илона Маска сократилось на $800 млн после сообщения Tesla об убытках

Tesla по итогам квартала снова не смогла вернуться к прибыльности

Forbes
Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям

Что такое «синдром вахтера» и как он проявляется?

Psychologies
#инструктаж: как отбелить зубы #инструктаж: как отбелить зубы

Безопасно ли отбеливать зубы и как следует ухаживать за полостью рта

РБК
Возможен ли в России food-тревелинг? Возможен ли в России food-тревелинг?

В Европе food-тревелинг – очень популярный вид туризма

GQ
Гид по носкам Гид по носкам

Рассказываем, какие носки лучше надеть

GQ
Мой золотой Мой золотой

Рассказываем, как стать женой миллионера

StarHit
4 героя, в которых может перевоплотиться Рафаэль Надаль 4 героя, в которых может перевоплотиться Рафаэль Надаль

Персонажи, на которых походил Рафаэль Надаль в разные годы

GQ
«Очень важный совет: никому не доверять!» «Очень важный совет: никому не доверять!»

Вячеслав Касимов — о том, как банки работают над информационной безопасностью

Эксперт
Водители засыпают и винят в этом пассажиров. Что происходит с такси? Водители засыпают и винят в этом пассажиров. Что происходит с такси?

Из-за усталости и погони за заработком таксисты попадают в серьезные ДТП

РБК
«Секрет нашего успеха — вовсе не в логотипе»: что говорит о своем бизнесе основатель «фейкового Supreme» «Секрет нашего успеха — вовсе не в логотипе»: что говорит о своем бизнесе основатель «фейкового Supreme»

Почему оригинальному Supreme было так сложно победить итальянскую копию

Esquire
Скорая помощь Скорая помощь

Дизайнер Олеся Федоренко смогла довести до ума проблемный “долгострой”

AD
Тест смартфона Sony Xperia 1: огромный 4K-дисплей в кино-формате и новое имя Тест смартфона Sony Xperia 1: огромный 4K-дисплей в кино-формате и новое имя

В чем недочеты смартфона Sony Xperia 1

CHIP
Ломая правила дизайна Ломая правила дизайна

Интервью с дизайнером LADA Стивом Маттином

4x4 Club
Huawei скупает российские высокотехнологичные компании. Зачем? Huawei скупает российские высокотехнологичные компании. Зачем?

Китайский технологический гигант намерен приобрести российские ИТ-компании

Forbes
О хамстве, доброте и бегстве от успеха: три заграничных урока О хамстве, доброте и бегстве от успеха: три заграничных урока

Анна Леонтьева, вернувшись из поездки, поделилась любопытными наблюдениями

Psychologies
Как говорить комплименты. Исчерпывающее руководство Как говорить комплименты. Исчерпывающее руководство

Сначала женщина полюбит тебя ушами. А затем и еще чем-нибудь

Maxim
Они записали убийство Они записали убийство

Квентин Тарантино, Брэд Питт и Леонардо ДиКаприо о главном фильме лета

Esquire
Неузнаваемо прежний Неузнаваемо прежний

Почему Летний сад остается главным парком Санкт-Петербурга

Огонёк
Узник Сбербанка: как основатель Антипинского НПЗ объяснил свое уголовное преследование Узник Сбербанка: как основатель Антипинского НПЗ объяснил свое уголовное преследование

Дмитрий Мазуров считает, что невиновен в банкротстве завода

Forbes
Лорд Фостер с берега Темзы Лорд Фостер с берега Темзы

Лондон, похоже, превращается в абсурдный стол для пикника

Караван историй
Открытие нового отеля Waldorf Astoria Maldives Ithaafushi на Мальдивах Открытие нового отеля Waldorf Astoria Maldives Ithaafushi на Мальдивах

Отель Waldorf Astoria Maldives Ithaafushi

Cosmopolitan
Достали из кустов: ГИБДД раскрыла данные о камерах и треногах Достали из кустов: ГИБДД раскрыла данные о камерах и треногах

В ГИБДД опубликовали карту с размещенными на дорогах камерами

РБК
В неоплатном долгу: почему закредитованность населения опасна для государства В неоплатном долгу: почему закредитованность населения опасна для государства

Закредитованность населения — вызов социальной политике государства

Forbes
Не садитесь за стол с Цукербергом. Искусственный интеллект от Facebook обыграл лучших мастеров покера Не садитесь за стол с Цукербергом. Искусственный интеллект от Facebook обыграл лучших мастеров покера

Искусственный интеллект обыгрывает лучших игроков в техасский безлимитный холдем

Forbes
Замужем за ресторатором: опыт Елены и Антона Пинских от первого лица Замужем за ресторатором: опыт Елены и Антона Пинских от первого лица

Тяжело ли совмещать семью и бизнес и как оставаться в форме

Cosmopolitan
10 фильмов, изменивших представление о визуальных эффектах в кинематографе 10 фильмов, изменивших представление о визуальных эффектах в кинематографе

Вспоминаем лауреатов премии «Оскар» разных лет за лучшие визуальные эффекты

Популярная механика
«Тур де Франс»: велосипеды, машины и 250 чизбургеров «Тур де Франс»: велосипеды, машины и 250 чизбургеров

В Париже завершился «Тур де Франс»

РБК
Открыть в приложении