Русский Хогвартс
В России много частных школ, но ни одну из них вы не найдете в топ-рейтингах. Вадим Мошкович, номер 43 из списка русского Forbes, собирается не просто сломать эту тенденцию, но и вывести свою новую школу «Летово» на первую строчку. «Популярная механика» изучила этот проект и пришла к выводу, что основания у него есть.
Говорить с Вадимом Мошковичем об образовании легко: мы оба учились не в простых школах. Он – в легендарной 57-й московской школе, я – в не менее легендарной школе-интернате новосибирского Академгородка. Однако владелец группы компаний «Русагро» строит ни то и ни другое. Классическое, пускай и очень хорошее, образование сейчас не работает. Либо детям надо затолкать в голову раз в десять больше информации, что невозможно, либо надо что-то менять в системе. В своей школе-пансионе «Летово», строительство которой завершается в Новой Москве, Вадим Мошкович собирается сделать последнее.
Собственная школа
Идея создать собственную школу пришла в голову владельцу группы компаний «Русагро» лет десять назад. И все эти годы он методично шел к ее реализации, собирая команду единомышленников и оценивая лучший мировой и отечественный опыт. «Мы изучили опыт 20 лучших школ мира, – говорит заместитель директора школы «Летово» по академическим вопросам Мадлена Шагинян, – таких как сингапурская Raffles, британская Winchester College и американская Montgomery Bell Academy. Но «Летово» не будет их калькой: это невозможно, потому что у нас другой менталитет». Из британского опыта решили взять систему пансиона, в этой стране она лучшая. Мошкович считает, что это самая правильная организация: дети не тратят по несколько часов в день в пробках, и гораздо проще формируется командный дух. А умение работать в команде – один из основных навыков, который хотят привить ученикам «Летово». Из американской системы переняли очень богатый опыт внеакадемических занятий – разнообразных кружков, спортивных секций и ученических клубов. С Сингапуром интереснее: в этой стране ничего не создавали, а с успехом адаптировали и переработали лучшие практики со всего мира. Например, систему оценки результатов, которая была создана в Америке, но в Сингапуре используется более эффективно. Еще один плюс сингапурского образования – билингвальность, ведь английский там не родной, что сближает эту систему с нашей. Кроме того, в преподавании естественнонаучных дисциплин много времени отводится на экспериментальную работу – до 80%.
Независимые
Большинство частных учебных заведений в России – это дорогие школы для детей элиты. С таким подходом рассчитывать на верхние строки рейтингов не приходится. В «Летово» детей отбирают со всей России на основе системы очных и заочных тестов, и любой из вас может подать заявку прямо сейчас на сайте школы. Тесты абсолютно независимые. Вадим утверждает, что его младший сын, которому сейчас девять лет, когда придет время, будет сдавать их на общих основаниях. Сдаст тесты – прекрасно, нет – пойдет учиться в другое место. После зачисления специалисты из партнерских банков проверят финансовое состояние родителей и определят, какую часть от стоимости обучения они могут потянуть – система аналогична проверке при получении ипотеки. Полная стоимость – около 20 тыс. долларов в год. Недостающая часть будет покрываться из специального фонда, эндаумента, в который Мошкович вложил 120 млн долларов. За счет дохода от этой суммы и будет формироваться бюджет «Летово» – в этом году от составил полмиллиарда рублей. Еще 80 млн долларов Вадим вложил непосредственно в строительство школы и оборудование