Коралловые рифы Кортни Маттисон
Художница и специалист по морской экологии Кортни Маттисон занимается печальным делом: она изображает гибель дорогих ей коралловых рифов. В гигантских, больше натуральной величины, скульптурах коралловые полипы и их соседи медленно теряют краски и превращаются в безжизненные белые пустыни
В русском языке у проблемы, которой занимается Маттисон, даже нет имени: этот процесс называют то обесцвечиванием, то выцветанием кораллов, копируя английское bleaching. Про это иногда пишут в новостях, но в русско язычной «Википедии» даже нет соответствующей статьи – а между тем проблема огромна: это один из самых заметных – и разрушительных – признаков глобального потепления. Выцветание (обесцвечивание) убивает коралловые рифы – возможно, самые красивые и разно образные экосистемы на Земле.
Когда уходит цвет
В отличие от гор или лесов, коралловые рифы с нами не так давно: все существующие не старше десяти тысяч лет. Их формирование началось в тот период, когда отступило последнее оледенение и вода поднялась, затопив континентальный шельф. В это время люди только начали осваивать сельское хозяйство, мамонты доживали свои последние дни. А на дне теплых тропических морей стали расти сложные конструкции, достигающие нескольких метров в высоту. Они давали органику в таких количествах, что хватило тысячам других существ. Сейчас коралловые рифы занимают меньше 1% площади Мирового океана, но в них живет четверть всех видов морских животных.
Эти конструкции – скелетики коралловых полипов, организмов, родственных анемонам и медузам. Одни полипы сидят порознь, а другие (часть актиний) даже умеют ползать и рыть ходы в морском дне. Одиночки и мягкотелые полипы рифов не образуют, а вот колониальные виды, имеющие минеральный скелет, возводят свои подводные города. В этом им помогают их симбионты, фотосинтезирующие водоросли. Полипы способны ловить и есть планктон, но основную часть их рациона составляет органика, которую производят водоросли, живущие между слоями эпителия полипов. Эти же водоросли придают живым кораллам характерный буро-зеленоватый цвет.
Стоит температуре воды подняться хотя бы на пару градусов, как водоросли начинают производить много кислорода – больше, чем обычно; в таких количествах он становится опасен для полипов, и те выталкивают водоросли из своих организмов. Это и есть обесцвечивание: коралл с еще живыми полипами, но без водорослей становится болезненно бледным. Оставшись без симбионтов, полипы начинают голодать – и, если водоросли не возвращаются, риф в конце концов превращается в верещагинский «Апофеоз войны» с мертвыми полипами вместо черепов.