Пон Чжун Хо — о фильме "Паразиты", классовом неравенстве и о том, почему кино лучше смотреть в кинотеатрах
В прокат вышли "Паразиты" — первый южнокорейский фильм, удостоившийся «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Кинообозреватель Esquire Егор Москвитин встретился с режиссером картины Пон Чжун Хо за день до того, как тот узнал о своей победе. В интервью Esquire Чжун Хо рассказал, почему взялся за остросоциальную тему, возможно ли победить классовое неравенство и как сейчас живут жители его родной страны.
У вас получился злободневный фильм. Но ведь запланировали вы его очень давно?
Да, я начал работу над “Паразитами” в 2013 году, но обстановка — по крайней мере, у нас в стране — тогда была примерно такой же, как и сейчас. Огромная пропасть между бедными и богатыми, социальная поляризация. Думаю, эти проблемы свойственны не только нам. Я тогда как раз заканчивал постпродакшен фильма “Сквозь снег”, который тоже описывал классовое неравенство, — так что можно сказать, что эта тема не отпускает меня уже давно. Но “Сквозь снег” — международный фантастический проект. А в этот раз мне захотелось рассказать историю о своем окружении, о современной Корее.
Единственный из органов чувств, с которым до сих пор не умеет работать кино, — это нос. Но у вас получилось: богатые герои постоянно жалуются на запах бедняков, и зритель в какой-то момент начинает его себе представлять.
Разговоры о запахе для нас важный инструмент: с его помощью мы показываем, как меняется герой, когда переходит из публичного пространства в личное. Ведь запах, если речь не о духах и не о цветах, — это очень интимная вещь, которую мы обычно обсуждаем только с самыми близкими людьми. И чтобы почувствовать запах другого человека, тоже нужно оказаться к нему очень близко. Поэтому сцена, в которой герой обсуждает запах своей прислуги с женой, сигнализирует нам о том, что все личные границы в отношениях этих семей уже нарушены. Ну а потом, запах — это наш способ подчеркнуть, насколько разными путями идут по жизни бедные и богатые. И не только в кино: в самолетах ведь тоже есть бизнес- и экономклассы, совсем как в поезде из фильма “Сквозь снег”. В реальности богатые люди в Корее надежно отделены от бедных — поэтому мы решили пофантазировать, что они почувствуют, когда окажутся рядом, как в “Паразитах”.
В фильме на самом деле три семьи. Какая из них в большей степени те самые “паразиты” из названия, на ваш взгляд?
На первый взгляд, мы сделали сатиру на бедняков, которые загрязняют прекрасный чистый дом, наподобие паразитов. Но если вы задумаетесь, то поймете, что семья бедняков оказалась в этой ситуации не по своей воле. Они способны, они талантливы и они человечны — но безработица ожесточает их и вынуждает идти на преступление. С другой стороны, вам может показаться, что паразиты — это семья богачей. Ведь они платят беднякам за то, чтобы те мыли их полы и возили их на работу. И бедняки соглашаются — ведь им нужны деньги. Так что решайте сами, кто тут паразит. Не хочу никому помогать. (Смеется.)
С какими новыми для себя задачами вы столкнулись, делая этот фильм— десятый по счету в вашей карьере?