Почему создатели сервиса для помощи ресторанам DocsInBox не повторили успех в ОАЭ
Выпускники петербургского Политеха Андрей Анфиногенов, Леонид Довбенко, Станислав Селезнев и петербургский ресторатор Эммануил Эмануилов запустили сервис для автоматизации документооборота между ресторанами и поставщиками DocsInBox в 2015 году. Спустя два года партнеры сделали ставку на работу с государственными системами учета товаров — ЕГАИС и «Меркурий». Это позволило им увеличить выручку, но стало основным ограничением при выходе на международный рынок.
37-летний Леонид Довбенко (до 2021 года — Комиссаров) разговаривает с Forbes из Дубая в Объединенных Арабских Эмиратах. В 2019 году он открыл здесь представительство своей IT-компании DocsInBox, которую запустил в Санкт-Петербурге в 2015 году вместе со знакомыми по вузу Андреем Анфиногеновым и Станиславом Селезневым, а также петербургским ресторатором Эммануилом Эмануиловым. Компания специализируется на автоматизации документооборота между ресторанами и поставщиками.
Основной рост DocsInBox пришелся на 2017 год, когда государство обязало рестораторов отчитываться о закупках алкоголя через Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). За год благодаря нововведению выручка стартапа выросла с 17 млн до 50 млн рублей. К концу 2019 года DocsInBox насчитывала уже около 4000 клиентов. А годовая выручка с 2018-го удвоилась — до 110 млн рублей. Пандемийный 2020 год, несмотря на трехкратное падение доходов за время весеннего локдауна, сервис закрыл с выручкой в 142 млн рублей.
В отличие от бурного развития в России, зарубежная экспансия сервиса оказалась неудачной. Партнеры поняли, что автоматизация документооборота в Дубае «никому не нужна». DocsInBox стал работать в городе как маркетплейс для поиска поставщиков продуктов, но и этот формат пока терпит убытки.
Затянуло в общепит
Леонид Довбенко описывает себя как «человека с техническим складом ума». В школе он учился в техническом классе, выиграл несколько олимпиад по физике и получил возможность поступить «в любой петербургский вуз» на техническую специальность без экзаменов.
Довбенко выучился в Политехническом университете на программиста. Но работать по специальности не стал. На первом курсе устроился официантом, надеясь «заработать много денег на чае» и накопить на покупку мотоцикла, о котором давно мечтал. Сфера общепита его «затянула» — несколько лет он работал в петербургских заведениях барменом, менеджером и диджеем. А в 2005 году, окончив вуз, решил запустить собственный ресторан.
В том же 2005-м общий друг познакомил Довбенко с Андреем Анфиногеновым, который на год раньше окончил Политех и тоже мечтал о запуске собственного бизнеса. Спустя полтора года подготовки партнеры запустили в Санкт-Петербурге общее заведение — семейный ресторан Light Cafe. На запуск потратили около $330 000 из собственных накоплений.
Впоследствии Довбенко и Анфиногенов открыли в Санкт-Петербурге еще несколько ресторанных проектов — банкетный зал Open Family, бар Open Bar и др. А в 2010 году решили автоматизировать работу своих заведений и купили софт для кафе и ресторанов от российской компании iiko. Программное обеспечение фиксировало продажи блюд, остатки продукции и средств на кассе, время прихода и ухода сотрудников и пр.
Компания iiko появилась в 2005-м, но ее продукт был все еще новым для рынка, вспоминает Анфиногенов. Это навело предпринимателей на мысль о новом бизнесе — в том же 2010 году они стали официальными дистрибьюторами iiko и запустили системный интегратор Open Service, который помогал рестораторам наладить работу с софтом iiko. Довбенко и Анфиногенов договаривались с клиентами на предоплату, поэтому обошлись без стартовых вложений.
Диджитал-лотки
В 2013 году компания Open Service, по словам Довбенко, выручила около 13 млн рублей и начала предоставлять услуги по аутсорсингу бухучета. Специалисты компании среди прочего обрабатывали для ресторанов накладные (документы, которые подтверждают поставку товара) от поставщиков. Но это приходилось делать вручную. Вскоре количество накладных, которые должны были обработать бухгалтеры Open Service, перевалило за 1000 в день, вспоминает Довбенко. Сотрудники перестали справляться, начали регулярно делать ошибки в цифрах и задерживать отправку накладных. Бухгалтер Open Service мог отправить ресторатору документ спустя неделю после поставки, признается Довбенко. По его подсчетам, в среднем из-за неточностей в документах заведения теряли 10% от бюджета, заложенного на поставки.
Партнеры поняли, что обрабатывать накладные вручную — неэффективно, и решили разработать под это отдельный софт. Около года они потратили на общение с клиентами и изучение российского и зарубежного рынков подобных решений. По словам Довбенко, в то время в России не было компаний, которые помогали бы ресторанам наладить работу с накладными. Сервис автоматизации закупок для общепита Mixcart появился позднее, в 2016 году.