Константин Емельянов —— об авторских интерпретациях и стершихся границах

РБКЗнаменитости

Пианист Константин Емельянов — о Чайковском, прокрастинации и тишине

По случаю выхода первого альбома пианиста Константина Емельянова и предстоящего сольного концерта мы встретились с музыкантом, чтобы поговорить об авторских интерпретациях, Томасе Манне, «Нетфликсе» и стершихся границах — внутренних и внешних

Анастасия Каменская

756113236591013.jpg
Фото: Георгий Кардава

Спокойный и невозмутимый, привыкший репетировать целыми днями, Константин Емельянов при этом ничуть не пытается сдержать смеха, рассказывая о свойственной артистам прокрастинации или привычке полистать ленту социальных сетей. И пока зрители и критики, пристально следящие за карьерой музыканта еще со времен конкурса Чайковского, лауреатом которого он стал, не скупятся на благожелательные характеристики, сам Константин несколько раз за разговор повторяет: «Главное — уметь ставить себе цели, но нравиться всем — совсем не то, к чему нужно стремиться». И если здесь могут быть уместны параллели из мира современной культуры, самое время сказать, что своим примером он показывает, что классическая музыка — это не про моду, а про стиль. Выверенный, гармоничный и точный, не претендующий на яркость, но неизменно яркий.

21 января Константин Емельянов выпустил дебютный альбом, целиком и полностью посвященный музыке Чайковского. 27 января он представит его на сцене Большого зала Консерватории, где летом 2020 года и была записана пластинка.

У вас вышел дебютный альбом, с вопросов о котором и хочется начать беседу. Во-первых, он был записан на сцене Большого зала консерватории. Во-вторых, целиком и полностью посвящен Чайковскому, чье имя консерватория как раз и носит. Сразу решили писать здесь, в Москве, и на сцене, а не в студии?

Классические музыканты чаще пытаются писать не в студии, а в концертных залах с хорошей акустикой или даже соборах, где тоже проводят концерты, потому что запись, сделанная в живой акустике, намного интереснее. Мы не сразу решили писать в Большом зале консерватории, изначально думали сделать запись за границей, но потом, собственно, случилось то, что случилось, – карантин. Я сидел, сидел на нем, а потом подумал: зачем тратить время, нужно использовать ситуацию. И тогда мы решили, что стоит снова активно заняться вопросом записи, и уже летом ее сделали. В Москве Большой зал консерватории — мой самый любимый в плане акустики, и само место такое намоленное — моя Альма-матер. Тем более, на сцене стоит рояль Yamaha CFX, на котором я играл много раз и который хорошо знаю. А когда ты хорошо знаешь инструмент, это всегда очень помогает, потому что понимаешь все его особенности, все возможности.

Как складывалась программа альбома?

Процесс был достаточно долгий. Единственное, что я точно знал — это что должен записать Скерцо из Симфонии №6 Чайковского, в транскрипции для фортепиано Самуила Фейнберга. Мой профессор Сергей Леонидович Доренский очень хотел, чтобы я его записал, потому что это произведение достаточно редко играют, и студийных записей его мало. Профессор мне говорил: «Обязательно запиши, пока молодой». Это очень виртуозное сочинение, и он сказал, что такие вещи надо записывать, пока руки, как говорится, еще шевелятся, как надо. Потому что в возрасте 60 лет, наверное, такие сочинения не записать. Кто-то может, конечно, но это большая редкость. Так что программу я выстраивал вокруг Скерцо. Разумеется, уже записано очень много альбомов с музыкой Чайковского самыми известными исполнителями, но как-то я думал, думал и вот так решил. Душа захотела, попросила — и программа выстроилась именно вокруг музыки Петра Ильича, хотя сначала варианты были самые разные.

756113239300520.jpg
Фото: Георгий Кардава

Бывает ли такое при выборе произведений для репертуара, что эмоциональное, когда попросила душа, может уступить дорогу рациональному подходу? Или это всегда озарение, яркая вспышка, когда становится понятно, что сочинения просто не может в программе не быть?

Второе, именно так всегда у меня и бывает. Например, в альбом вошел цикл «Времена года» Чайковского, и это как раз один из самых больших хитов классической музыки, невероятное количество исполнений существует. Я, конечно, шел на определенный риск, потому что когда выбираешь настолько известное сочинение, в нем все знают каждую ноту. Сначала ты начинаешь эту музыку представлять и слышать внутри себя, и она вроде бы очень знакомая, но понимаешь, что где-то что-то слышишь по-другому, и хочется самому, своими руками, своими ушами, все это через себя пропустить. С обратной стороны, всегда интересно, когда выбираешь не столь часто исполняемые сочинения, это всегда интересно и публике, и музыкальному сообществу. Я постарался балансировать, чтобы были произведения, которые не так часто исполняются, а вместе с ними и такие хиты, шедевры.

В случае с шедеврами нет ли дополнительных отвлекающих опасений? Что все уже было, что нужно больше усилий приложить?

Тут у всех, наверное, разный подход. Я на первых этапах стараюсь играть, как сам это вижу и слышу. Конечно, потом бывают моменты, когда ты уже работаешь над программой, и ищешь какие-то решения, переслушиваешь разные записи. Иногда что-то находишь, иногда с чем-то категорически не соглашаешься. Но это скорее такой баланс. Потому что если нет чего-то своего, и это все набор штампов и клише, это никому не будет нужно, потому что уже сто раз было. Но тут еще интересен вопрос времени. Оно и само быстро меняется, и люди меняются, и ощущение времени у людей. Я даже по себе сужу, что год проходит – и ты уже совершенно по-другому слышишь, совершенно иначе ощущаешь. Соответственно, когда берешься за сочинения, даже если ты их до этого сам играл много раз, очень часто совсем по-другому все воспринимается. И твоя трактовка все время меняется.

Время действительно идет очень быстро. Вместе с новыми прожитыми годами появляется опыт, но не уходит ли свежесть впечатлений?

Я об этом думаю постоянно, потому что это еще связано с так называемым творческим выгоранием. Если говорить про свежесть впечатлений, мне кажется, когда ты моложе, какие-то эмоции более яркие, более резкие, но при этом они иногда более поверхностные. А когда у тебя уже есть опыт, ты видишь какие-то вещи, которые до этого просто не замечал, и часто это что-то более ценное. Как будто на другой уровень переходишь. Я в этом году закончил аспирантуру, то есть, получается, закончились все мои годы в Консерватории. Пока учишься, пусть даже уже в аспирантуре, то думаешь: ну, я еще... маленький. А когда выходишь в свободное плавание, начинаешь воспринимать и самого себя, и все вокруг несколько иначе.

756113239551366.jpg
Фото: Георгий Кардава

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что такое датчик Холла и как его проверить: инструкция Что такое датчик Холла и как его проверить: инструкция

Все о датчике Холла: насколько он важен в автомобиле и как его проверить

РБК
3 лучших мода для Cyberpunk 2077: улучшают графику и фиксят баги 3 лучших мода для Cyberpunk 2077: улучшают графику и фиксят баги

Выбрали три мода, которые помогут справиться с багами в Cyberpunk 2077

CHIP
«Смерть — единственная вещь, которая всех объединяет»: Никита Ефремов о буддизме, нейросетях и кризисе среднего возраста «Смерть — единственная вещь, которая всех объединяет»: Никита Ефремов о буддизме, нейросетях и кризисе среднего возраста

Актер Никита Ефремов — про буддистский взгляд на мир и работу в Голливуде

Psychologies
Софи Лорен: потрясающая история любви и карьеры знаменитой итальянки Софи Лорен: потрясающая история любви и карьеры знаменитой итальянки

Софи Лорен полна оптимизма и энергии, которые пронесла через всю свою жизнь

Cosmopolitan
Первая минута Первая минута

Как заставить начало разговора работать на результат

kiozk originals
Дейрдре Салливан: Сожри или будь пожранным. Рассказ из сборника сказок Дейрдре Салливан: Сожри или будь пожранным. Рассказ из сборника сказок

Рассказ из книги Дейрдре Салливан «13 сказок лесов и морей»

СНОБ
К сердцу прижмет: как отмечают ромашковую свадьбу К сердцу прижмет: как отмечают ромашковую свадьбу

Ромашковая (или фаянсовая) свадьба предшествует 10-летию совместной жизни

Cosmopolitan
Музыкант и лидер группы OQJAV Вадик Королев — о стиле 90-х и отсутствии привязанности к вещам Музыкант и лидер группы OQJAV Вадик Королев — о стиле 90-х и отсутствии привязанности к вещам

Как соблюсти идеальный баланс между комфортом и стилем

Esquire
Сдержать нельзя отступить: 11 шагов к выполнению новогодних обещаний Сдержать нельзя отступить: 11 шагов к выполнению новогодних обещаний

Рекомендации по достижению целей, которые подойдут для всех

Cosmopolitan
Заверните всех: 8 самых богатых молодых холостяков России Заверните всех: 8 самых богатых молодых холостяков России

Рассказываем о самых завидных российских женихах

Cosmopolitan
Чем старше, тем красивее! 13 голливудских звезд, которым годы пошли на пользу Чем старше, тем красивее! 13 голливудских звезд, которым годы пошли на пользу

Знаменитости, которые с годами выглядят только лучше

Cosmopolitan
Аутофагия и еще 3 волшебных слова, зная которые отсрочишь свое старение Аутофагия и еще 3 волшебных слова, зная которые отсрочишь свое старение

Старение неизбежно, но мы можем максимально смягчить его признаки

Cosmopolitan
Шесть удивительных фактов об автомобилях Land Rover Шесть удивительных фактов об автомобилях Land Rover

Очевидное, невероятное об автомобилях Land Rover

Maxim
10 книг о любви и отношениях. Выбор психолога 10 книг о любви и отношениях. Выбор психолога

10 книг, которые отвечают на вопросы о взаимодействии в паре

РБК
Виржини Куртен-Кларанс — о том, как Clarins становится экологичнее Виржини Куртен-Кларанс — о том, как Clarins становится экологичнее

Опыт Clarins — как производство косметических средств может стать экологичнее

РБК
«Вы должны понять, кто вы, — и тогда вопрос выбора одежды станет очень простым»: о чем говорили Раф Симонс и Миучча Прада после мужского показа Prada «Вы должны понять, кто вы, — и тогда вопрос выбора одежды станет очень простым»: о чем говорили Раф Симонс и Миучча Прада после мужского показа Prada

Раф Симонс и Миучча Прада продолжают совместную работу над коллекциями Prada

Esquire
Одна вокруг света: арест за парковку у Капитолия и зомби-апокалипсис по пути к Ниагаре Одна вокруг света: арест за парковку у Капитолия и зомби-апокалипсис по пути к Ниагаре

103-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Стремглав рекомендует: 40 советов для тех, кому вечно некогда Стремглав рекомендует: 40 советов для тех, кому вечно некогда

Все время занят? Вот 40 способов увеличить количество свободного времени

Maxim
Я всегда с собой беру видеокамеру Я всегда с собой беру видеокамеру

Что привлекает пользователей сервиса коротких видео «ТикТок»

Psychologies
«3 в 1»: из чего делают растворимый кофе «3 в 1»: из чего делают растворимый кофе

Разбираемся, из чего получают растворимый кофе, а заодно и сухое молоко

Популярная механика
«Все уже придумано до нас»: почему неудачные идеи тоже важны «Все уже придумано до нас»: почему неудачные идеи тоже важны

Как придумать что-то по-настоящему новое, свежее, оригинальное?

Psychologies
«Люди обожают большие кнопки»: почему мозг считает мышь и тачскрин лучше голосовых технологий и как это влияет на дизайн «Люди обожают большие кнопки»: почему мозг считает мышь и тачскрин лучше голосовых технологий и как это влияет на дизайн

Как эволюционные механизмы влияют на наш выбор устройств и интерфейсов

VC.RU
9 причин обратиться к психотерапевту (он может тебе помочь) 9 причин обратиться к психотерапевту (он может тебе помочь)

Не стоит недооценивать серьезность проблемы и откладывать визиты к психологу

Playboy
Повсюду тлеют пожары Повсюду тлеют пожары

С трудом поднимаешь голову с подушки по утрам?

Cosmopolitan
Ресторан Собчак и караоке «Руки вверх»: зачем звезды идут в гастробизнес Ресторан Собчак и караоке «Руки вверх»: зачем звезды идут в гастробизнес

Ресторанный бизнес и звезды: кому удалось стать успешным, а кто проиграл

РБК
Ведущий из Книги рекордов Гиннесса: как Ларри Кинг стал легендой телевидения Ведущий из Книги рекордов Гиннесса: как Ларри Кинг стал легендой телевидения

Главные вехи насыщенной биографии Ларри Кинга

Forbes
Искусство сна: десять лучших способов выспаться Искусство сна: десять лучших способов выспаться

Исчерпывающий рейтинг лучших способов вздремнуть

Esquire
Арабский дрифт. Как издеваются над машинами и чем это заканчивается Арабский дрифт. Как издеваются над машинами и чем это заканчивается

«Арабский дрифт» — разбитые в щепки бамперы, оторванные колеса

РБК
Электрических угрей застали за коллективной охотой Электрических угрей застали за коллективной охотой

Электрические угри объединяются в группы и нападают на мелких рыб

N+1
Планета по имени Агния Планета по имени Агния

Далеко-далеко парит маленькая планета под номером 2279 и под названием Барто

Караван историй
Открыть в приложении