Как Андрей Колесник развивает кикшеринг — «умную» аренду самокатов

ForbesБизнес

Первый парень на Кубани: как бывший штурман наводнил Россию самокатами и заработал сотни миллионов на их аренде

Ксения Демидкина

Михаил Гейшерик, Андрей Колесник и Андрей Азаров Фото DR

В 90-е штурман Андрей Колесник ходил в море, продавал машины и сигареты, в 2000-е строил сеть вендинговых автоматов, а сегодня вместе с партнерами развивает кикшеринг — «умную» аренду самокатов. За два года его проект Urent разросся с 20 до 35 000 самокатов в 31 городе России, а весной этого года компания привлекла 1,2 млрд рублей от АФК «Система», «Сбера» и «Ситимобил».

«Чтобы покрыть убытки, я продал трехкомнатную квартиру у моря в Адлере и двухэтажный дом в Анапе», — вздыхает серийный предприниматель Андрей Колесник. К 47 годам он успел вырастить на юге России сеть вендинговых автоматов и массажных кресел, компанию-продавца массажного оборудования в санаториях и сервис каршеринга URentCar. Именно провал последнего привел его к распродаже личной недвижимости. URentCar купил и взял в лизинг 400 автомобилей, но выйти в прибыль так и не смог.

Тогда Колесник решил, что заработает на сдаче в аренду не автомобилей, а велосипедов. Они обходились бизнесу гораздо дешевле автомобилей, а денег приносили не намного меньше. Затем он добавил в парк электросамокаты — благодаря им сервис быстро вырос. В 2019 году Urent выручил на самокатах 88 млн рублей, а в 2020-м — около 800 млн рублей (по собственным данным). Весной 2021 года сервис привлек на расширение парка и выход в другие города России 1,2 млрд рублей — от фонда Sistema SmartTech, «Сбера», «Ситимобил» и частных инвесторов.

Forbes рассказывает, за счет чего Колеснику удалось так триумфально стартовать и чем обернется жесткая конкуренция на растущем рынке.

Продавец с колес

Андрей Колесник беседует с журналистом Forbes под жарким московским солнцем. На предложение зайти в помещение он не соглашается: «Мы, на юге, к жаре привыкшие». На юге, а именно в Анапе, предприниматель живет уже больше десяти лет. Родился и вырос он в Киеве. Там же поступил на экономиста в Киевский институт легкой промышленности, но не окончил — вместо этого поехал с друзьями на заработки в дальневосточную Находку. Планировал привозить в Киев красную и черную икру, поэтому поступил на моряка в местный техникум. Пока учился, подрабатывал продавцом автомобилей в «Тойота Центр».

С карьерой моряка не срослось: после техникума Колесник перебрался в Новороссийск, год ходил в море штурманом, но потом забросил профессию. «Я хотел нормально зарабатывать, а морское дело много денег не приносило», — объясняет Колесник. Вскоре он устроился вэн-селлером (от англ. van selling — «продажа с грузовика». — Forbes) в АО «Тандер» (сейчас это головная компания розничной сети «Магнит»). «Я ездил на грузовике и оптом продавал сигареты буквально с колес», — вспоминает Колесник. За два года он дорос до заместителя директора по вэн-селлингу. Затем это направление в «Тандере» свернули, и Колесник перешел на должность директора по развитию в ставропольскую табачную компанию «Эверест», где проработал около восьми лет.

В конце 2000-х Колесник созрел для собственного бизнеса: создал в южных городах России сеть вендинговых автоматов и массажных кресел. Ради этого в 2008 году Колесник продал свою Toyota RAV 4, занял у знакомых несколько миллионов рублей и приобрел у китайских дистрибьюторов автоматы и кресла. Он стал устанавливать их на автомойках, в санаториях и саунах. Дело пошло в гору: за несколько лет парк вендинговых устройств разросся до 1000 единиц, и, по словам Колесника, в 2015–2016 годах бизнес ежемесячно выручал по 3,5 млн рублей.

Андрей Колесник
Андрей Колесник

Помимо вендинга, в 2010-х предприниматель занялся продажей массажного оборудования брендов US Medica и Yamaguchi на «островках» в санаториях. Это направление было «очень маржинальным», говорит Колесник: только оно приносило ему до 15 млн рублей чистой прибыли в год.

Битва шерингов

К 2015 году компания Колесника обзавелась десятью подержанными легковыми автомобилями — на них сотрудники развозили массажное оборудование и товары для вендинга. Из-за девальвации курса рубля и улучшения инфраструктуры в 2015 году на 20% вырос турпоток в курортных городах. «Люди поехали на юг, — вспоминает Колесник. — Очень актуальна там стала проблема проката [автомобиля]».

Предприниматель начал было сдавать туристам в классическую аренду свои служебные автомобили, но обратил внимание на растущий рынок каршеринга. Как раз в 2015 году в Москве появились сервисы «Делимобиль», YouDrive и Car5, а в 2016-м на рынок вышла BelkaCar. На юге «ничего подобного не было», вспоминает Колесник, поэтому он решил занять этот рынок.

В конце 2016 года Колесник вместе с приятелем Иваном Туринге и двумя партнерами-разработчиками, Владиславом Зражевским и Александром Слободчиковым, зарегистрировал под создание софта и «железа» для каршеринга компанию «Картек». На разработку ушел год. За это время партнеры приобрели около сотни новых и подержанных автомобилей Ravon, Volkswagen Polo и др. На запуск потратили 10–12 млн рублей из прибыли вендингового бизнеса. В конце 2017 года сервис URentCar стартовал в Сочи и Адлере. Вскоре с помощью кредитов и лизинга парк расширили до 400 машин (в основном марки Datsun), и сервис вышел в Краснодар.

По данным СПАРК, выручка ООО «Юренткар.ру» в 2018 году составила 144,3 млн рублей, убыток — 9,3 млн рублей. С первых месяцев работы расходы URentCar превышали доходы, признается Колесник: «1,5 млн рублей в месяц мы тратили только на лизинг, при этом максимальная выручка с одной машины составляла всего 50 000 рублей в месяц». По его словам, быстро стало понятно, что каршеринг может стать прибыльным только на очень большом масштабе. К тому же в 2017–2018 годах в Сочи, Красную Поляну и Розу Хутор вышли BelkaCar и YouDrive. «YouDrive зашли сразу с Nissan X-Trail, а BelkaCar — с Kia Rio, — вспоминает Колесник. — Нам с нашими Ravon и Datsun конкурировать с ними было бесполезно: чем дольше мы работали, тем больше убытков копили».

В начале 2019 года партнеры решили закрыть проект с обязательствами выплат лизингодателям и кредиторам. Чтобы расплатиться, Колесник продал квартиру и дом и отдал часть своих накоплений. Оставшиеся автомобили он продавал в розницу на вторичном рынке. По его словам, с учетом этих продаж совокупные потери составили 50 млн рублей.

В 2019–2020 гг. закрылись и многие другие сервисы каршеринга — первый игрок этого рынка в России Anytime, а также проекты МатрёшCar, CarSmile, Colesa.com и другие. Колесник связывает это с консолидацией рынка, ведущими операторами на котором стали «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», BelkaCar и YouDrive.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мясное растениеводство Мясное растениеводство

Производством искусственных котлет занялись и стартапы, и крупные агрохолдинги

Forbes
Астрономы нашли в холодных комах комет атомы железа и никеля Астрономы нашли в холодных комах комет атомы железа и никеля

Астрономы обнаружили атомы железа и никеля в холодных комах комет

N+1
Закат ИТ-монополизма Закат ИТ-монополизма

Штраф, который ФАС наложила на Apple, признак глобального заката ИТ-монополизма

Эксперт
Малая земля Малая земля

Крохотный остров под боком у Ибицы обзавелся виллой с коллекцией искусства

AD
Скатертью дорожка Скатертью дорожка

Руководство по обустройству тропинок на дачном участке

Лиза
История одной песни: «One» Metallica, 1988 История одной песни: «One» Metallica, 1988

Как Metallica создала первый в своей истории на песню One

Maxim
Слезы во благо: почему плакать необходимо Слезы во благо: почему плакать необходимо

И как улучшится наша жизнь, мы будем позволять себе такую «слабость», как слезы?

Psychologies
«‎Завтра вы удивитесь, что я сделаю». Как совершали и предотвращали «колумбайны‎»‎ в России «‎Завтра вы удивитесь, что я сделаю». Как совершали и предотвращали «колумбайны‎»‎ в России

Как российская правоохранительная система предотвращает шутинги в школах

СНОБ
5 совершенно обычных предметов, на которых люди сделали состояние 5 совершенно обычных предметов, на которых люди сделали состояние

Самые знаменитые случаи незаслуженного обогащения

Maxim
Секретный советский проект: атомный автомобиль Секретный советский проект: атомный автомобиль

История советского атомного автомобиля «Волга-Атом»

Популярная механика
Правила жизни Кристофера Дойла Правила жизни Кристофера Дойла

Оператор Вонга Карвая: «Я никогда не учился в киношколе, а смотрел фильмы»

Esquire
Звездные дети, похожие на своих знаменитых родителей как две капли воды Звездные дети, похожие на своих знаменитых родителей как две капли воды

Наследники этих знаменитостей выглядят в точности как их звездные родители

Cosmopolitan
Продолжение традиций Продолжение традиций

Маленькая двушка, оформленная под сталинский ампир

Идеи Вашего Дома
Тогда и сейчас: как выглядели в юности популярные российские актрисы 40+ Тогда и сейчас: как выглядели в юности популярные российские актрисы 40+

Как преобразились звездных красавицы в зрелом возрасте

Cosmopolitan
Нейроодежда, фото глазами и вечная жизнь: будущее наступило сейчас Нейроодежда, фото глазами и вечная жизнь: будущее наступило сейчас

Подростки придумали целую серию футуристических проектов

Seasons of life
Внесистемный элемент. Тест-драйв обновленного Kia Stinger Внесистемный элемент. Тест-драйв обновленного Kia Stinger

Тест-драйв нового Kia Stinger

РБК
«У нас никогда не будет историй». Как основатель Instagram боролся с мусором, Цукербергом, подростками и Snapchat «У нас никогда не будет историй». Как основатель Instagram боролся с мусором, Цукербергом, подростками и Snapchat

Отрывок из книги «No Filter. История Instagram»

Inc.
Смартфон и психическое здоровье: что расскажет история пользования Смартфон и психическое здоровье: что расскажет история пользования

Как смартфоны могут помочь определить проблемы с психикой

Psychologies
Spice Girls: как сложились судьбы Джери Холлиуэлл, Мел Би и других Spice Girls: как сложились судьбы Джери Холлиуэлл, Мел Би и других

Что стало с девушками из Spice Girls?

Cosmopolitan
Точность классических часов оказалась прямо пропорциональна темпу производства энтропии Точность классических часов оказалась прямо пропорциональна темпу производства энтропии

Ученые: между точностью измерения времени и энтропией может быть линейная связь

N+1
10 способов взбодриться в середине дня 10 способов взбодриться в середине дня

Как вернуть себе работоспособность?

Psychologies
Капитаны дорогого плавания Капитаны дорогого плавания

Кто и зачем идет работать на крупные частные яхты?

Forbes Life
Хватит ходить с суровым лицом: 7 способов находить причину улыбнуться каждый день Хватит ходить с суровым лицом: 7 способов находить причину улыбнуться каждый день

Отличная профилактика от дурного настроения

Playboy
Они тебя не стоят: модные оттенки блонда, которые портят внешность Они тебя не стоят: модные оттенки блонда, которые портят внешность

Какая девушка не мечтала хотя бы раз перевоплотиться в блондинку?

Cosmopolitan
Улыбка на миллион: сколько заплатили звезды за свои идеальные зубы Улыбка на миллион: сколько заплатили звезды за свои идеальные зубы

Что делать тем, кого природа «наградила» не самыми привлекательными зубами?

Cosmopolitan
Владислав Лисовец: Владислав Лисовец:

Мы задали Владу Лисовцу вопрос: как же стать самой прекрасной и счастливой?

Cosmopolitan
Доращивание молодых особей в неволе увеличило численность редких короткокоготных кенгуру Доращивание молодых особей в неволе увеличило численность редких короткокоготных кенгуру

Ученые опробовали новую методику для сохранения редких короткокоготных кенгуру

N+1
История бизнеса, который позволяет не сомневаться в себе История бизнеса, который позволяет не сомневаться в себе

Как Юлия Мальгинова открыла онлайн-магазин нижнего белья «Тушé»

Домашний Очаг
Финансовая футурология: как инвесторы находят компании будущих побед Финансовая футурология: как инвесторы находят компании будущих побед

Неопределенность на рынках и усложняет выбор регионов для инвестирования

РБК
Урок, о котором стоит забыть. Эссе Пола Грэма о бесполезных экзаменах и вреде оценок Урок, о котором стоит забыть. Эссе Пола Грэма о бесполезных экзаменах и вреде оценок

Самая вредная вещь, которой вас научила школа, не связана с учебными предметами

Inc.
Открыть в приложении