О вкладе первой российской галеристки в современное русское искусство

ForbesКультура

Первооткрывательница Шагала и Малевича: какой была галеристка Надежда Добычина

Яна Жиляева

Надежда Добычина. 1921 год. Сомов Константин (Фото Собрания KGallery)

До 24 сентября в Музее русского импрессионизма идет выставка «Выбор Добычиной. Первая российская галеристка», где реконструируется коллекция Надежды Добычиной и работа ее Художественного бюро, главной выставочной площадки в Санкт-Петербурге и Петрограде в 1910-х. О вкладе галеристки в современное русское искусство рассказывает куратор выставки Анна Скляревская

Надежда Добычина (урожденная Гинда-Нека Фишман) родилась 25 октября 1884 года в Орле. В 1903–1909 годах училась на курсах при Санкт-Петербургской биологической лаборатории. В 1905 году вышла замуж за орловского помещика Петра Добычина. Впоследствии Надежда Добычина познакомилась с Николаем Кульбиным, главным врачом генерального штаба императорской армии и художником-любителем, который попросил ее заняться организацией его лекций и экспериментальных выставок. Благодаря работе с Кульбиным Добычина познакомилась с представителями местной художественной среды, прессы и властей, а в 1911-м решила открыть собственное бюро. С октября 1913 года «Художественное бюро Н. Е. Добычиной» располагалось в самом центре Санкт-Петербурга — на набережной реки Мойки. Именно в бюро Добычиной был впервые показан «Черный квадрат» Казимира Малевича и устроена первая ретроспектива Марка Шагала. После революции ей чудом ей удалось сохранить свои собрания.

Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт. 1920 год. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алматы

— В какой момент исследований вы открыли фигуру Надежды Добычиной?

— Это имя нашему музею было известно и прежде. Например, на выставке «Охотники за искусством», посвященной советским коллекционерам, у нас была представлена работа «Заря» Дмитрия Стеллецкого. Сейчас она находится в коллекции Валерия Дудакова, но известно, что прежде принадлежала к коллекции Надежды Добычиной. На нашей конференции о феномене частного коллекционирования с докладом о Добычиной выступала исследователь Ольга Муромцева. Выставкой «Выбор Добычиной» мы развили историю дальше.

Один из портретов Надежды Добычиной кисти Натана Альтмана в советское время принадлежал коллекционеру Абраму Чудновскому, к которому, в свою очередь попал от Даниила Добычина, сына галеристки. К сожалению, портрет не представлен на нашей выставке, но историю картины и ее репродукцию мы опубликовали в каталоге. В издании можно увидеть и другие работы, которые по разным причинам не получилось показать в экспозиции.

— Что удалось узнать про личность, вкусы, круг интересов, коллекцию Надежды Добычиной? Насколько масштабная получилась реставрация?

— Эта выставка посвящена фигуре Надежды Добычиной и состоит из нескольких частей. Реконструкция коллекции — только одна из них (в экспозиции она располагается отдельно в центре зала, как сердце нашей истории). Другая важная часть посвящена выставкам Художественного бюро Добычиной и художникам, которые в нем выставлялись.

Изначально мы планировать сделать выставку о коллекции Надежды Добычиной, но в ходе подготовки и погружения в материал посчитали, что интересно показать разные направления ее деятельности. Тем более, что все они тесно взаимосвязаны. В коллекции Добычиной находились произведения многих художников, с которыми она работала, чьи персональные выставки устраивала. Отдельная часть нашей выставки, которая размещается на третьем этаже музея, посвящена так называемым не случившимся проектам. Бюро Добычиной работало в 1910-е годы, основные выставки начались в 1913 году, как раз накануне Первой мировой войны. Вскоре ей пришлось перекраивать выставочные планы. Мы решили развить историю о том, что планировалось, но не сложилось.

— Ваша выставка доказывает: «Черный квадрат» в столице впервые был показан в бюро Добычиной.

— Хотя эту выставку Добычина сама не организовывала, уже тот факт, что она предоставила свои залы для экспозиции, говорит о многом. Большинство художников — участников выставки «0,10» уже показывали свои работы у нее в Бюро, на ее выставках.

Сарьян Мартирос. Желтые цветы. 1914 год. Музей русского искусства в Ереване

— Как сегодня можно определить вклад Надежды Добычиной в историю российского искусства?

— Во многом именно благодаря работе этой женщины сложилось современное представление о русском искусстве того времени. Неслучайно многие из тех, кто ходил в ее бюро, говорили о том, что в истории русского искусства наступил «добычинский период», что они выросли на ее выставках.

Добычина давала возможность молодым художникам, в том числе художникам-экспериментаторам, показывать и продавать свои работы. В 1910-е годы в Петербурге было немного независимых площадок, где выставлялось современное искусство.

С 1915 года на протяжении трех лет все петербургские выставки мирискусников (участников художественного объединения «Мир искусства», — Forbes Woman) проходили в ее Художественном бюро. Если внимательно посмотреть на выставочную историю бюро Добычиной, оказывается, что даже когда она устраивала сборные выставки, а не персональные, часто там был акцент на творчестве то одного, то другого художника. Мы можем утверждать, что на ее выставках впервые в Санкт-Петербурге были подробно показаны работы Марка Шагала. Первая выставка Натальи Гончаровой в столице тоже прошла в Бюро Добычиной. Именно в ее Бюро были серьезно представлены работы Василия Кандинского. Бюро Добычиной открывалось выставкой графического искусства, в отдельной комнате Анна Остроумова-Лебедева представляла работы за 15 лет творчества. По сути — это был раздел с персональной выставкой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вопрос психологу: почему созависимые люди продолжают страдать в паре Вопрос психологу: почему созависимые люди продолжают страдать в паре

Можно ли выбраться из созависимости? Есть ли шанс на счастье в подобной связи?

Правила жизни
Ода сексизму: почему все критикуют новый сериал «Идол» с Лили-Роуз Депп и The Weeknd Ода сексизму: почему все критикуют новый сериал «Идол» с Лили-Роуз Депп и The Weeknd

Как сериал «Идол» создает стереотипы про музыкальную индустрию

Forbes
5 лучших способов не «подсесть» на капли для носа: отвечает врач 5 лучших способов не «подсесть» на капли для носа: отвечает врач

Как избавиться от проблем с дыханием и не «подсесть» на капли для носа

VOICE
Эмоции для диктатуры пролетариата Эмоции для диктатуры пролетариата

Как авангард хотел управлять сознанием с помощью архитектурных форм

Weekend
Как подобрать форму носа по типу лица: лучшая памятка от хирурга перед ринопластикой Как подобрать форму носа по типу лица: лучшая памятка от хирурга перед ринопластикой

Врач рассказал, как грамотно подготовиться к пластике носа

VOICE
Стесняюсь спросить: как выбрать интимную косметику Стесняюсь спросить: как выбрать интимную косметику

Напоминаем важные правила интимного ухода

Правила жизни
В пещерной системе Райзинг Стар нашли погребения Homo naledi и произведения искусства В пещерной системе Райзинг Стар нашли погребения Homo naledi и произведения искусства

Архаичные люди с маленьким мозгом занимались символической деятельностью

N+1
Вошли в династию: как выглядят мужья и жены детей знаменитых актеров Вошли в династию: как выглядят мужья и жены детей знаменитых актеров

Избранники и избранницы, которые вошли в знаменитые актерские династии

VOICE
Стрит-арт, изменивший историю: семь знаменитых «испорченных» мест Стрит-арт, изменивший историю: семь знаменитых «испорченных» мест

Вспоминаем «испорченные» стены и пространства, которые вошли в историю

Правила жизни
5 фэнтезийных циклов с экзотическими мирами 5 фэнтезийных циклов с экзотическими мирами

Ближний Восток, Азия, доколониальная Америка и Африка в сеттинге фэнтези

Maxim
«Да у него просто выдался тяжелый день»: 6 признаков травматической привязанности «Да у него просто выдался тяжелый день»: 6 признаков травматической привязанности

Травматическая привязанность — парадоксальная тяга жертвы к абьюзеру

Psychologies
«Платонические отношения»: смешной и тонкий сериал о дружбе между мужчиной и женщиной «Платонические отношения»: смешной и тонкий сериал о дружбе между мужчиной и женщиной

«Платонические отношения» — сериал о настоящей и трепетной дружбе

Forbes
Человек, который не стал Гарри Поттером. Отрывок из романа Давида Фонкиноса Человек, который не стал Гарри Поттером. Отрывок из романа Давида Фонкиноса

Глава из романа о провале, который оказался вдохновляющей историей преодоления

СНОБ
Война заканчивается, а «послевойны» — никогда Война заканчивается, а «послевойны» — никогда

Побежденная Германия глазами Генриха Бёлля

Weekend
Кто счастливее: семейные или одинокие люди — 4 главных мифа Кто счастливее: семейные или одинокие люди — 4 главных мифа

Действительно ли, что наличие постоянных отношений — залог успешной жизни?

Psychologies
Как Мэри-Кейт и Эшли Олсен ушли в бизнес, а их сестра Элизабет стала звездой кино Как Мэри-Кейт и Эшли Олсен ушли в бизнес, а их сестра Элизабет стала звездой кино

История карьеры и бизнеса сестёр Олсен

Forbes
«Красные партизаны на востоке России» «Красные партизаны на востоке России»

Девиации, анархия и террор партизанщины

N+1
Не на каждый день Не на каждый день

Эта московская квартира была задумана и реализована как «квартира–шкатулка»

SALON-Interior
Как культура нарциссизма заставляет нас быть перфекционистами и страдать Как культура нарциссизма заставляет нас быть перфекционистами и страдать

Что стоит за перфекционизмом и почему от него стоит отказаться?

Psychologies
Как магазины становятся умными Как магазины становятся умными

О том, как нейросеть VIJU мониторит ритейл

Деньги
«Книгу писать или жизнь жить»: как участники группы Anacondaz написали детскую сказку «Книгу писать или жизнь жить»: как участники группы Anacondaz написали детскую сказку

Весной 2023 года группа Anacondaz выпустила книгу «Энтони: дорога к дракону»

Forbes
Детский мозг лучше приспособлен для восприятия целого мира, чем отдельных деталей Детский мозг лучше приспособлен для восприятия целого мира, чем отдельных деталей

Дети лучше взрослых схватывают целую картину мира

ТехИнсайдер
В Монголии обнаружили древнейшее украшение в форме фаллоса В Монголии обнаружили древнейшее украшение в форме фаллоса

Древнейшее украшение в форме фаллоса, когда-либо найденное в мире

N+1
Допрос с бесчувствием Допрос с бесчувствием

«Копенгагена не существует»: «Секс, ложь и видео» эпохи самоизоляции

Weekend
Люди с высокими и низкими когнитивными способностями скопили меньше долгов Люди с высокими и низкими когнитивными способностями скопили меньше долгов

Долги и когнитивные способности людей связаны нелинейно

N+1
10 фильмов с самыми шокирующими сюжетными поворотами 10 фильмов с самыми шокирующими сюжетными поворотами

Картины, в которых все становится с ног на голову

Maxim
Шея девочки была обвита пуповиной: дочь Брюса Уиллиса пережила тяжелые домашние роды Шея девочки была обвита пуповиной: дочь Брюса Уиллиса пережила тяжелые домашние роды

Румер Уиллис раскрыла шокирующие подробности рождения первенца

VOICE
Мария Червоткина Мария Червоткина

Главный инфлюенсер Петербурга Мария Червоткина — фея русской моды новой волны

Собака.ru
Степной закат Степной закат

Этот дом максимально ориентирован на ландшафт

Идеи Вашего Дома

Грузовые суда оснастят высокотехнологичными парусами

ТехИнсайдер
Открыть в приложении