Вспоминаем витиеватую историю чудовоковатого семейства Аддамс

Правила жизниРепортаж

От комиксов до сериала Тима Бертона: как семейка Аддамс смешит и пугает нас уже 84 года

Ефим Гугнин

b58686fc41f0e4bc305d3a013fa674d7_ce_4727x2949x0x137.jpg

23 ноября на стриминговой платформе Netflix выходит сериал «Уэнсдей» — готическая черная комедия о вечно бледной дочери из «Семейки Аддамс». В честь этого «Правила жизни» решили вспомнить любопытную и витиеватую историю чудаковатого семейства, придуманного еще в 1930-х годах и с тех пор намертво закрепившегося в поп-культурном сознании.

Отец семейки Аддамс

1938 год: в журнале The New Yorker появляется первый однопанельный комикс с героями, которых позже будут знать как «Семейку Аддамс». В нем ушлый продавец пытается убедить клиентов в том, что его пылесос совершенно не шумит, не вибрирует и вообще ни один уважающий себя дом без такого обойтись не может. Вот только рассказывает он все это жутко выглядящей паре посреди старого готического дома со свисающей с потолка паутиной. В женщине легко угадывается Мортиша Аддамс. Правда, ее пока так не зовут.

09cd47633e45f880d8c5f4d1a49d1bab.jpeg

Автор этой ироничной зарисовки — Чарльз Аддамс, художник и карикатурист, всю жизнь успешно продававший свои работы главным журналам Америки. Он продолжал рисовать до самой смерти в 1988 году и за это время выпустил около 1300 однопанельных комиксов для The New Yorker. Причем только 58 из них были посвящены фриковатой семейке. Но именно она в итоге оставила имя (а точнее, фамилию) Чарльза в истории.

Приземистый мужчина с тонкими усиками и поросячьим носом, жуткий дядя с круглой головой и безумной улыбкой, статная женщина в черном платье с вечно печальным лицом, наконец, похожий на Франкенштейна огромный дворецкий. Этих героев привычнее видеть в фильмах ужасов — Аддамс же сталкивал их с повседневным миром. Именно на противопоставлении эксцентричного и обыденного строится юмор его комиксов. То герои собираются вылить чан с неизвестной жидкостью на колядующих соседей. То их дети играют со средневековыми орудиями пыток. То супружеская пара с упоением смотрит в окно, где в это время бушует кошмарный шторм.

В отличие от героев, сам Аддамс не был фриком или изгоем. Он вырос в полноценной и весьма небедной семье, всю жизнь успешно зарабатывал творчеством, получил несколько важных премий, ездил на «бентли», был желанным гостем всех больших нью-йоркских вечеринок, какое-то время встречался с актрисой Гретой Гарбо и Жаклин Кеннеди, вдовой президента. Был лично знаком, скажем, с Рэем Брэдбери и Альфредом Хичкоком — последний даже упомянул Чарльза в «На север через северо-запад».

При этом с детства — возможно, именно из-за окружавшей его скучной нормальности — Чарльза тянуло ко всему макабрическому. Он любил проводить время на кладбище, бродить по заброшенным особнякам, рисовать сцены с графическим насилием или до смерти пугать родную бабушку. К счастью, не буквально.

Свадьбу с третьей женой он провел на кладбище домашних животных неподалеку от своего особняка — места, к слову, тоже вполне в духе семейки Аддамс: с дверными ручками в виде летучих мышей, жуткими картинами и искусственной паутиной на потолке. Особняк он сам называл не иначе как «Болото». Эксцентричность Чарльза порождала уморительные слухи: будто он спит в гробу, пьет мартини с глазами вместо оливок, а фанаты присылают ему по почте свои отрубленные фаланги пальцев.

Впрочем, все это едва ли правда. Все жуткое оставалось в работах Чарльза с их своеобразным стилем и очень мрачным чувством юмора. В одном из комиксов Аддамса, например, парень наблюдает за попытками отца повеситься — и ругается, что тот использует неправильный узел.

Аддамсы отправляются на экран

1964 год: вдохновившись комиксами Чарльза, компания ABC запускает телесериал о необычной семейке. Именно тогда авторы шоу совместно с художником решают дать героям фамилию их создателя — и наконец придумывают им имена. Отец семьи становится Гомесом (хотя Аддамс настаивал на Репелли в честь слова repellent, то есть «отталкивающий»). Жена — Мортишей (от mortician, «гробовщик»). Жуткий дядя — Фестером (от глагола to fester, «гноиться»). Франкенштейноподобный дворецкий — Ларчем (от to lurch — «шататься, крениться»). Сын — Пагсли (Аддамс хотел, чтобы его звали Пьюберт, в честь слова puberty, то есть «пубертатность». Позже герои так назовут третьего ребенка в фильме «Ценности семейки Аддамс»). А дочь — Уэнсдей (буквально «среда»). Имя девочки отсылает к известному в англоязычной среде детскому стишку Monday's Child, где есть строчка Wednesday's child is full of woe, то есть «ребенок среды полон горя».

Именно телесериал 1960-х в большей степени породил тот узнаваемый образ семейки Аддамс, что сохранился в поп-культуре спустя шесть десятилетий. Гомес потерял поросячий нос и стал обольстительным учтивым красавцем. Фестер начал обсессивно искать себе невесту. Среди Аддамсов появилась живая рука по имени Вещь и кузен Итт — покрытое волосами с ног до головы существо, говорящее на непонятном языке. Дворецкий Ларч заиграл на органе, бабушка Аддамс начала готовить варево неизвестного происхождения, а Гомес и Мортиша в каждой серии демонстрировали бурную романтическую страсть. Что, кстати, было шокирующе по меркам телевидения 1960-х. Аддамсы чуть ли не первая пара, позволившая себе ярко проявлять супружескую любовь на американском ТВ.

cb68b0d9301246fe07912f640ba5bf56.jpg
Сериал ABC, 1964 год

По сравнению с комиксами сериал утратил некоторую мрачность, но компенсировал ее неконтролируемым безумием. Каждая серия — бесконечный парад эксцентричных шуток, построенных все так же на противопоставлении абсурдного быта Аддамсов и ожиданий обычных людей. То герои пытаются вылечить Пагсли от того, что он стал слишком «нормальным», то «помогают» на выборах местному политику, то по ошибке принимают в свой дом грабителей — но тем же от этого хуже. Причем сериал построен так, что «чудаками» во всех ситуациях кажутся как раз обычные люди: мелочные, жалкие и лживые. Аддамсы же — ребята со странностями, но зато искренне друг друга любящие.

Шоу давно обрело культовый статус. При этом, что любопытно, в свое время оно провалилось: «Семейка Аддамс» прожила всего два сезона. Причин такой неудачи много. Во-первых, сериал умудрился выйти в одно время с другим очень похожим проектом — ситкомом «Семейка монстров». В нем тоже чудовища из хорроров оказывались в пространстве добродушной телевизионной комедии, и он так же просуществовал два сезона, постоянно конкурируя за рейтинги с «Аддамсами».

Во-вторых, «Аддамсов» убило появление цветного телевидения. Эстетика и шарм сериала во многом завязаны на стильном черно-белом изображении, отсылающем к классическим хоррорам. Зрители же ринулись вслед за новыми технологиями — а тут еще и вышел суперуспешный и очень красочный «Бэтмен» с Адамом Уэстом, трансформировавший готический стиль комиксов в цветастую экстраваганзу.

Так что в 1966 году сериал закрыли. Но он смог оставить за собой узнаваемые образы, преданный пул фанатов, один очень популярный танец и, конечно, великую музыкальную тему Вика Миззи, которая с тех пор у всех зрителей будет плотно ассоциироваться с «Семейкой Аддамс».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Второе дыхание: как преодолеть «плато» в похудении? Второе дыхание: как преодолеть «плато» в похудении?

О природе «плато» и о том, как все-таки сдвинуть вес с мертвой точки

Правила жизни
Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят успешные женщины Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят успешные женщины

Разбираем особенности образа Пита Дэвидсона

Правила жизни
Как общение с чат-ботом убило подростка: полная версия душераздирающей истории Как общение с чат-ботом убило подростка: полная версия душераздирающей истории

Какую неочевидную угрозу таит в себе искусственный интеллект?

Inc.
Юрий Грымов: Юрий Грымов:

Я считаю, что никакой преемственности в искусстве нет и быть не может

Коллекция. Караван историй
Польза мидий: 5 свойств и противопоказания Польза мидий: 5 свойств и противопоказания

Мидии: в чем их польза, а также три рецепта от шеф-повара

РБК
Упрямый характер: история и современность автомобильной марки Audi Упрямый характер: история и современность автомобильной марки Audi

Непростая история взлетов и падений Audi

Вокруг света
Побои и обрезание: cестры из Дагестана рассказали, почему и как сбежали от семьи Побои и обрезание: cестры из Дагестана рассказали, почему и как сбежали от семьи

Что пришлось пережить сестрам из Дагестана?

Psychologies
Синдром годовщины: что это и почему так важно знать историю своих предков Синдром годовщины: что это и почему так важно знать историю своих предков

Почему важно знать о том, в честь какого родственника вас назвали?

Psychologies
Культурное погружение: 7 удивительных подводных достопримечательностей Культурное погружение: 7 удивительных подводных достопримечательностей

Иногда, чтобы увидеть нечто прекрасное, нужно сперва спуститься на дно

Вокруг света
Практики сопротивления виртуальной власти Практики сопротивления виртуальной власти

Современного человека нельзя описать исходя из его цифрового следа

Эксперт
Как ноутбук подключить к телевизору через Wi-Fi Как ноутбук подключить к телевизору через Wi-Fi

Как быстро и без сложных настроек подключить ноутбук к телевизору через Wi-Fi

CHIP
Не зови меня моим именем: женщины-писательницы, которые взяли себе мужские псевдонимы Не зови меня моим именем: женщины-писательницы, которые взяли себе мужские псевдонимы

Брать мужской псевдоним было популярной практикой среди женщин в прошлом

Forbes
Восстановить тело и справедливость Восстановить тело и справедливость

Как пластические хирурги могут помочь восстановить ваше тело

Собака.ru
Люди не знали, над кем смеялись: история самого известного «дурачка» XX века Люди не знали, над кем смеялись: история самого известного «дурачка» XX века

Шлитци Сёртис — артист уличного цирка, страдавший микроцефалией

ТехИнсайдер
Не так вредно, как кажется Не так вредно, как кажется

6 неожиданных причин есть макароны как можно чаще

Лиза
Бесконечное пианино: музыкальная история дома Пастернака в Переделкино. Эссе Ляли Кандауровой Бесконечное пианино: музыкальная история дома Пастернака в Переделкино. Эссе Ляли Кандауровой

«Ты можешь восстановить звуки? Партитуру звуков этого места»

Правила жизни
История исландского рыбака и самурайское плавание: чем полезна водная стихия История исландского рыбака и самурайское плавание: чем полезна водная стихия

Отрывок из книги Бонни Цуй «Зачем мы плаваем»

Forbes
Как создательница Bobbi Brown Cosmetics продвигает в TikTok свой новый бренд Как создательница Bobbi Brown Cosmetics продвигает в TikTok свой новый бренд

Визажистка Бобби Браун запускает новый бизнес

Forbes
Дон Педро. Из Бразилии Дон Педро. Из Бразилии

Независимость Бразилии тесно связана с принцем доном Педро

Дилетант
Бада-бум обетованный Бада-бум обетованный

«Пятый элемент» Люка Бессона: утопия, которую мы потеряли

Weekend
Интервью с Николаем Изволовым о реставрации фильма «История гражданской войны» Дзиги Вертова Интервью с Николаем Изволовым о реставрации фильма «История гражданской войны» Дзиги Вертова

В чем ценность восстановленного фильма «История Гражданской войны»?

СНОБ
Как стоицизм помогает справляться с любыми трудностями. 4 совета от древнегреческого философа Как стоицизм помогает справляться с любыми трудностями. 4 совета от древнегреческого философа

Куда же идти, когда нужна помощь прямо сейчас? Возможно, к стоикам

Inc.
Юная отцеубийца Юная отцеубийца

Она стала символом бунтарства и не оставила равнодушным никого

Дилетант
Комедия одного положения Комедия одного положения

Смех без разрядки в фильмах Георгия Данелии

Weekend
Как мы обманываем себя, чтобы не добиться цели: 3 ловушки мышления Как мы обманываем себя, чтобы не добиться цели: 3 ловушки мышления

Мы не замечаем, что сознательно допускаем срывы

Psychologies
«Это жизни наших ребят» «Это жизни наших ребят»

Воспоминания Анатолия Черняева: Афганская война, январь 1989 года

Дилетант
На еду или в переработку? На еду или в переработку?

Доля картофеля, отправляемого на переработку, за пять лет выросла в два раза

Агроинвестор
Из широких штанин: осваиваем стиль 2000-х, глядя на молодого Эминема Из широких штанин: осваиваем стиль 2000-х, глядя на молодого Эминема

Мы составили небольшой гид по стилю Y2K

Правила жизни
Пубертат, стыд и маргинализация: почему девочки часто отказываются от спорта в школе Пубертат, стыд и маргинализация: почему девочки часто отказываются от спорта в школе

Что мешает девочкам получать удовольствие от активного образа жизни

Forbes
Лекарь-столетник или алоэ вера: как использовать гель растения для поддержания красоты и здоровья Лекарь-столетник или алоэ вера: как использовать гель растения для поддержания красоты и здоровья

Как пользоваться гелем алоэ

ТехИнсайдер
Открыть в приложении