От хромакея до цифровых актеров. Как стираются границы между кино, играми и мультфильмами
Съемочная площадка суперсовременного цифрового фильма не самое эффектное место: обычные столы, компьютеры и небольшое расчищенное от мебели пространство, посреди которого стоит актер в шлеме виртуальной реальности. Он-то и видит все самое интересное: ему нужнее. Специалисты студии Magic Factory рассказали и показали «Цифровому океану», как снимается самое передовое кино.
Недавно на российском телевидении появился новый мультсериал «Тайны медовой долины» студии «Союзмультфильм». Внимание широкой публики привлек тот факт, что детский детектив снят по мотивам книг Дарьи Донцовой. Профессионалы же обратили внимание, что фильм сделан по уникальной технологии компании Magic Factory, которую ее создатели называют VR mocap. В настоящее время студия работает над полностью цифровым художественным фильмом «Формула воды». Представители студии рассказывают о развитии технологиий в производстве фильмов.
Хромакей: недешевая классика
Как сделать актера похожим на привидение? Применить двойную экспозицию: снять на один и тот же кусок пленки комнату, первый раз пустую, а второй раз с персонажем. Именно так в старом кино делали полупрозрачных призраков.
Но привидения нужны были далеко не всегда, чаще требовалось получить четкое изображение героя, а декорации подменить. Для этого актера снимали на синем фоне. Затем пленку прогоняли через синий светофильтр и получали прозрачный фрагмент, сквозь который можно было снять что-то другое. Так появилась технология замены ключевого цвета — хромакей (chroma — «цвет», key — «ключ»), на которой построена львиная доля всех спецэффектов в кино. Правда, сегодня героев чаще снимают не на синем фоне, а на зеленом и переносят хоть на Эверест, хоть на другую планету.
"Даже внутри киноиндустрии многие плохо представляют, о каких суммах идет речь. Дело не в самих съемках, а в последующей обработке. Зеленый экран бликует, кожа героев приобретает зеленоватый оттенок. При наложении картинки на зелень появляются разные артефакты, „лужи“ и так далее. Все это надо убирать вручную". Ярослав Кемниц, художественный руководитель Magic Factory, идеолог проекта VR mocap
С развитием цифровых технологий с помощью хромакея стали снимать не только отдельные сцены, но и фильмы целиком. Для этого используют не маленький зеленый экран, а целые зеленые павильоны. Брака стало значительно меньше, чем при манипуляциях с пленкой. Но стоимость таких спецэффектов по-прежнему очень высока.
Mocap: невидимый фронт
Если поместить фон за спину героя сложно, то можно подойти к задаче с другой стороны: подменить самого актера. Речь идет о технологии захвата движения motion capture, или сокращенно mocap. Персонажа играет живой артист, но на экране мы видим не его, а компьютерную модель, которая полностью копирует движения и мимику актера. Для «захвата» движения используют костюмы с датчиками или облепляют тело и лицо человека светящимися метками и снимают специальными камерами.