Глава West Nautical Андрей Ломакин: «Я не стал бы мерить успех в деньгах»
Андрей Ломакин пришел в яхтинг 20 лет назад и создал компанию, которая стала ведущим дистрибьютором яхт в СНГ. Директор West Nautical поделился с «РБК Стиль» мыслями о рынке и клиентах, а кроме того, назвал любимые бренды и маршруты.
Мы встретились с Андреем Ломакиным на яхт-шоу в Монако — главном событии индустрии. Его компания West Nautical успешно участвовала в выставке пятый год подряд, сам же Ломакин отмечает юбилей работы в этой сфере. Помимо традиционных в таких случаях вопросов о секрете успеха в одном из самых красивых и непростых бизнесов, мы поговорили о том, как идут дела, когда время «золотого дождя» 2000-х прошло. И, судя по всему, все очень неплохо. West Nautical сегодня — это международный холдинг, имеющий семь офисов в разных частях света.
— Чем вам запомнится выставка в Монако в этом году?
— Группа West Nautical участвует в Monaco Yacht Show пятый раз. Мы представляли интересы наших клиентов, решивших выставить лодку на продажу в Монако, и мы всегда имели 100-процентный успех. Все, что мы выставляли, было продано в течение нескольких месяцев после шоу. Продажи были основаны на тех визитах, которые произошли во время выставки. Самая большая проданная нами яхта — 60-метровая Benetti, было несколько яхт Mulder и других верфей. Кроме того, здесь можно посмотреть некоторые из брендов, дистрибьюторами которых мы выступаем на рынке СНГ — это Sunseeker и Sanlorenzo.
— Получается, что вы занимаетесь как менеджментом и продажей яхт, так и строительством? Я слышала, что у вас достаточно успешно работает офис во Франции.
— Да, именно так. Офис во Франции работает уже восемь лет. Группа West Nautical включает два основных направления: дистрибуцию ведущих мировых производителей (длиной 12–40 м) и подразделение суперяхт (30–180 м), которое ведет строительство яхт, а впоследствии занимается их менеджментом и чартером, если у владельца появляется такое пожелание. Мы предоставляем классические услуги для своих клиентов в разделе «custom» и в разделе больших яхт от 30 м длиной. Принцип примерно тот же, что с домами и машинами: человеку нужно чтобы кто-то на его стороне занимался проектом. В строительстве это называлось бы выполнением функции генподрядчика или технического заказчика. То есть я бы сразу хотел отделить себя от брокерских домов, где основная задача — продать. У нас основная задача — построить и эксплуатировать, помогая клиенту беззаботно наслаждаться отдыхом на яхте.
Каждый дистрибьюторский проект в нашей компании имеет свое подразделение, маркетинговую стратегию, систему взаимодействия с клиентами и прочее. Например, бренд Sunseeker мы представляем только в СНГ, Fairline также во Франции и Монако, а Sanlorenzo — также на Кипре.
— Где находите персонал для такой сложной задачи? Это российские специалисты или иностранные?
— В морском доме West Nautical 90% сотрудников — европейцы (если к таким на сегодняшний момент можно причислить англичан). Головной офис морского дома находится в Ньюкасле, в Англии. Это место исторически считалось центром коммерческого кораблестроения. После кризиса объемы строительства коммерческих кораблей сократились, на рынке труда высококачественные специалисты стали доступны за очень разумные деньги. У нас практически неограниченный человеческий ресурс, благодаря которому мы можем профессионально и качественно помочь клиенту построить яхту, честно отстояв его интересы перед верфью. И при этом клиенту наши услуги обойдутся дешевле, чем услуги большинства наших конкурентов.
— Значит, есть офисы во Франции и в Англии. И все же основная штаб-квартира в Москве?
— Если говорить о дистрибуции Sunseeker, Fairline, Sanlorenzo и недавно присоединившейся к нам Bluegame, то, наверное, основные офисы в Москве и Санкт-Петербурге, есть еще сервисный офис в Сочи. В ближайшее время мы хотим сконцентрировать внимание на Черном море. Если говорить про менеджмент, то основной центр у нас в Лондоне и Ньюкасле. Если говорить про подбор экипажа, осмотр судов, организацию рефитов (рефит — снаряжение или переоборудование яхты. —