«Опасны для общества»: 4 мифа о пациентах, страдающих шизофренией
Несмотря на то что шизофрения — одно из самых сложных психических заболеваний, современное лечение позволяет пациентам работать и жить самостоятельно. На конференции в преддверии Всемирного дня психического здоровья специалисты развеяли мифы о заболевании и рассказали, как наладить жизнь, если у вашего близкого человека диагностировали шизофрению.
Шизофрения — хроническое психическое заболевание, которое приводит к расстройству мышления, изменениям восприятия действительности и поведения. При проведении лечения у пациентов появляется возможность жить яркой, наполненной смыслом жизнью. Однако про это мало кто знает, более того, вокруг заболевания существует множество мифов.
4 мифа о шизофрении
МИФ 1. «Шизофрения не поддается лечению»
«Почему-то считается, что от шизофрении никто никогда не выздоравливает. Это не так», — говорит врач-психиатр Елена Онегина. Однако специалист отмечает, что на результаты лечения влияет ряд факторов: от возраста и окружения пациента до степени тяжести заболевания и своевременно назначенной терапии.
МИФ 2. «Пациенты с шизофренией опасны»
К сожалению, кинематограф рисует образ человека, страдающего шизофренией, не совсем корректно. На экране такие люди чаще всего жестокие преступники. В реальности же преступления совершают лишь 5-10% душевнобольных людей, а процент насилия среди них ниже, чем, например, у людей, злоупотреляющих алкоголем и наркотическими веществами.
Более того, печальная статистика показывает: пациенты с шизофренией в 10-20 раз чаще становятся жертвами, чем исполнителями преступления, так как их легче ввести в заблуждение.
МИФ 3. «Человек с шизофренией никогда не сможет иметь детей»
«Это очень страшный миф, что если стоит такой диагноз, то детей нельзя, потому что они будут обязательно болеть. Нет, это неправда. Риск, конечно, есть, но он ненамного выше, чем в среднем по популяции, — отмечает Елена Онегина. — Или миф «Если я принимаю препараты, то я не должна забеременеть, потому что будет какая-то патология у плода», или «Я не могу быть отцом, потому что у плода будет патология». Нет, это не так.
Мы должны просто следить за той терапией, которую принимает мама. У этой терапии есть определенные классы доказательности вреда для плода. Задача врача-психиатра — просто подобрать то лечение, которое будет хорошо для мамы и нейтрально для ребенка», — подчеркивает психиатр.
МИФ 4. «Все равно угробят здоровье таблетками»
«Все самое неприятное и сложное начинается тогда, когда ты понимаешь, что надо принимать лекарства, — делится Елена Онегина. — И вот в этот момент почему-то пациенты говорят: «это химия», «это вредно», «от препаратов у меня будут проблемы с печенью». То есть алкоголь, который я себе позволяю, это конвенционально, а антипсихотики и нейролептики — это ужасно.
Мы обращаем внимание на то, что таблетки от той же гипертонической болезни также пьют длительно, как минимум. Но по степени безопасности, на мой взгляд, современные антипсихотики гораздо безопаснее современных сахароснижающих препаратов, например».
Как больной шизофренией может помочь себе?
Некоторые из пациентов считают, что заболевание — их личное бремя. Они решают справляться с проблемой самостоятельно без какой-либо поддержки, а иногда даже не сообщают близким о болезни. И это — главная ошибка, считают специалисты.