Почему на протяжении всей истории человечества одни сообщества преследуют другие

ForbesОбщество

Охота на ведьм и поиски козла отпущения: как работают механизмы коллективного насилия

Что такое дегуманизация, как она происходит, почему на протяжении всей истории человечества одни сообщества преследуют другие и как научиться распознавать механизмы коллективного насилия — рассказывает исследователь феномена коллективной травмы кандидат философских наук Мария Фокеева

Мария Фокеева

Мужчина плачет у гроба своих родственников, которые являются недавно опознанными жертвами резни в Сребренице. 1995, Босния и Герцеговина. (Фото Dado Ruvic / Reuters)

Свои и чужие: как нейробиология объясняет дегуманизацию

Способность к эмпатии — одно из важнейших объединяющих качеств, которым наделен человек. Благодаря эмпатии мы можем разглядеть в другом человека, который переживает и чувствует то же, что и мы сами. Но иногда в силу вступает обратный механизм — дегуманизация или расчеловечивание.

На месте другого человека возникает некий иной субъект — с неопределенными границами, всегда враждебный и угрожающий. Такой субъект опасен и несет в себе порой неясную, несформулированную, но всегда всеобщую угрозу. Эта угроза дополнительно подпитывается представлением о том, что такой субъект не может быть в полной степени человеком. Следовательно, он не заслуживает того, чтобы с ним обращались, как с человеком.

В контексте подобной оптики, разделяющей людей на своих и чужих, рождаются коллективные гонения, организованное насилие и оправдание насильственных действий.

«Для понимания истории человечества огромное значение имеют такие концепции, как «свои» и «чужие»», — замечает нейробиолог Дэвид Иглмен. Акты организованного насилия одних сообществ над другими постоянно случаются на протяжении всей истории человечества. Нередко оказывается, что угнетаемые группы не представляют никакой реальной опасности или же их опасность сильно преувеличена. Тем не менее эти группы последовательно уничтожают, обвиняя в самых страшных преступлениях.

Иглмен рассказывает историю боснийского мусульманина по имени Хасан Нуханович, который пережил резню в Сребренице в 1995 году. Этот эпизод Боснийской войны признан геноцидом, став самым масштабным массовым убийством в Европе после окончания Второй мировой войны. Как переводчику, Хасану было позволено остаться в лагере ООН, где искали укрытия боснийские мусульмане. Другим беженцам не позволили остаться, они были выдворены из лагеря на верную смерть. Мать, отец и брат Хасана погибли.

Хасан Нуханович задает неразрешимый и страшный вопрос: как одна группа людей могла пытать и убивать другую, тогда как на протяжении десятилетий они жили в мире рядом друг с другом? Хасан заключает: «Есть универсальные ценности, и они очень простые: не убий. В апреле 1992 года это «не убий» внезапно исчезло и превратилось в «иди и убивай».

Дэвид Иглмен описывает эксперимент, как реагируют человеческий мозг на боль другого, которого можно идентифицировать как чужака. Испытуемым показывается ряд изображений. В их числе фотографии рук, которые протыкают иглой от шприца. Изображения сопровождали подписи, кому эти руки принадлежат: христианину, иудею, атеисту, мусульманину, индуисту или сайентологу. В среднем мозг демонстрировал более сильную сочувственную реакцию на боль «своего» и менее сильную на боль «чужака».

Однако для совершения акта насилия недостаточно просто менее сочувственно относиться к другому — другой должен перестать существовать в нашем сознании как человек.

Нейробиолог Ласана Харрис показывал добровольцам фотографии представителей разных социальных групп, это могли быть бездомные или люди, страдающие от зависимостей. Харрис обнаружил, что мозг испытуемых реагирует на изображения бездомного так, как будто это не человек, а неодушевленный предмет. Подобную реакцию можно рассматривать как своего рода защиту, которую выстраивает наш мозг, не позволяя испытывать чувство вины, когда мы видим человека в беде, но ничего не предпринимаем.

Но обратная сторона подобной дегуманизирующей реакции подразумевает легитимацию насилия.

Философ коллективного насилия

Насилие всегда было предметом рефлексии в контексте культуры, которая порой стремилась обнаружить факты насилия, сделать их видимыми, но, с другой стороны, скрывала и маскировала насилие. Французский философ Рене Жирар (1923–2015) посвятил всю свою жизнь изучению феномена коллективного насилия, а также вопросу, почему культура вновь и вновь воспроизводит в различных формах акты насилия, хотя часто пытается скрыть их.

«Можно утверждать, что заметное место в нашей культуре таких терминов, как «козел отпущения», «жертвоприношение», «социальное заражение» и, безусловно, «мимесис», — заслуга Жирара» — пишет Синтия Л. Хэвен, друг и биограф философа.

Рене Жирар умер в возрасте 91 года в 2015 году. Будучи студентом, он застал Вторую мировую войну в Париже. После уехал в Америку, где преподавал и разрабатывал свои основные теории, посвященные мимесису и коллективному насилию. Идеи Жирара вызывали раздражение консервативно настроенного философского сообщества, но привлекали огромное количество последователей. Его работы не абстрактные исследования, касающиеся насилия, они взывают к практике. Научившись распознавать скрытое насилие «по Жирару», уже невозможно его не замечать и оправдывать. «Пламя, разожженное его трудами, — вовсе не страстная любовь к древней Месопотамии, древнегреческим текстам или горстке его любимых писателей. Нет, его исследования — приглашение к тому, чтобы вы подожгли стул, на котором сидите», — пишет Хэвен в биографии Жирара.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Очаровательный кишечник Очаровательный кишечник

Как самый могущественный орган управляет нами

kiozk originals
Греть предметы, а не воздух: в чем особенность инфракрасных обогревателей Греть предметы, а не воздух: в чем особенность инфракрасных обогревателей

Какой обогреватель лучше — инфракрасный или конвекционный?

CHIP
«Люби меня, как я тебя»: почему в счастливых отношениях нам не хватает взаимности «Люби меня, как я тебя»: почему в счастливых отношениях нам не хватает взаимности

Почему в отношениях кто-то один или оба не чувствуют себя по-настоящему любимыми

Psychologies
Почему оборотень Джейкоб из “Сумерек” не стал суперзвездой — как Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон Почему оборотень Джейкоб из “Сумерек” не стал суперзвездой — как Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон

Почему про Тейлора Лотнера все забыли?

VOICE
Как сохранить желание: интервью с сексологом Как сохранить желание: интервью с сексологом

Можно ли сохранять сексуальный аппетит на протяжении долгого времени?

Psychologies
Что делать с прыщами во взрослом возрасте? Что делать с прыщами во взрослом возрасте?

Подростковый возраст остался далеко позади, а прыщи все не уходят?

Maxim
Все как в космосе: ученые воспроизведут столкновение нейтронных звезд в ускорителе Все как в космосе: ученые воспроизведут столкновение нейтронных звезд в ускорителе

Эксперимент на установке BM@N для изучения столкновения нейтронных звезд

ТехИнсайдер
«Я пишу те книги, которые хотела бы читать сама». Писательница Вера Камша об «Этерне», «Игре престолов» и золотом веке российской фантастики «Я пишу те книги, которые хотела бы читать сама». Писательница Вера Камша об «Этерне», «Игре престолов» и золотом веке российской фантастики

Вера Камша — о том, как решиться на экранизацию собственной книги?

СНОБ
В захвате Австралии кроликами обвинили английского фермера XIX века В захвате Австралии кроликами обвинили английского фермера XIX века

Австралийские кролики происходят от особей, которых выпустил Томас Остин

N+1
В каких фруктах и ягодах больше всего белка В каких фруктах и ягодах больше всего белка

Что поможет тебе не только восполнить дефицит витаминов, но и набрать массу

Maxim
Как завести автомобиль, у которого сел аккумулятор Как завести автомобиль, у которого сел аккумулятор

Как безопасно завести машину с севшим аккумулятором?

ТехИнсайдер
7 способов повысить интеллект ребенка 7 способов повысить интеллект ребенка

Несколько простых советов, которые помогут улучшить работу детского мозга

Лиза
Что значит смерть Михаила Горбачева для россиян: комментарий психолога Что значит смерть Михаила Горбачева для россиян: комментарий психолога

Смерть Михаила Горбачева — новая перестройка, но уже в сознании?

Psychologies
Сталинская скорость Сталинская скорость

Несбывшиеся мечты о рекордных автомобилях

Автопилот
Язык кошек и мозг таксистов: за что женщины получали Шнобелевскую премию Язык кошек и мозг таксистов: за что женщины получали Шнобелевскую премию

Женщины-ученые, которые внесли свой вклад в науку, не забывая о чувстве юмора

Forbes
Что такое коленвал и почему он может сломаться Что такое коленвал и почему он может сломаться

Что делает коленвал таким незаменимым и как обеспечить ему активное долголетие?

РБК
Город засыпает, но спят не все: как отели справляются с теневой жизнью своих постояльцев (и есть ли тут место морали) Город засыпает, но спят не все: как отели справляются с теневой жизнью своих постояльцев (и есть ли тут место морали)

Как персонал гостиниц справляется с тайными (и не очень) желаниями гостей

Правила жизни
Хоть горшком назови Хоть горшком назови

Какие отечественные автомобильные имена следует возродить

Автопилот
Этих слов нет в русском языке, но мы почему-то их произносим. А вы знали? Этих слов нет в русском языке, но мы почему-то их произносим. А вы знали?

Проверим, кто все это время говорил неправильно?

ТехИнсайдер
Вместо сына: зачем афганским девочкам дают мужские имена Вместо сына: зачем афганским девочкам дают мужские имена

Бача-пош: что это за практика и как она влияет на афганок?

Forbes
Кристина Асмус: «Я суперзакрытый человек» Кристина Асмус: «Я суперзакрытый человек»

Кристина Асмус — о материнстве и желтых сплетнях

Лиза
4 книги, которые изменят ваше отношение к себе 4 книги, которые изменят ваше отношение к себе

Подборка книг, которые помогут вам по-новому выстроить общение с собой

Psychologies
Чилийские игнимбриты объяснили поведение супервулканов перед извержениями Чилийские игнимбриты объяснили поведение супервулканов перед извержениями

Магматические очаги будущих суперизвержений росли всего пару тысяч лет

N+1
Больше половины видов с неясным природоохранным статусом оказались под угрозой исчезновения Больше половины видов с неясным природоохранным статусом оказались под угрозой исчезновения

Ученые создали компьютерную модель, которая оценивает риск исчезновения видов

N+1
Неочевидные детали, на которые нужно обратить внимание при покупке б/у смартфона Неочевидные детали, на которые нужно обратить внимание при покупке б/у смартфона

Как купить подержанный телефон и не облажаться

Maxim
«Мальчики не плачут»: в чем вред запрета на эмоции «Мальчики не плачут»: в чем вред запрета на эмоции

Почему вредно запрещать детям жаловаться и ныть?

Psychologies
6 фактов о здоровье сердца, которые важно знать именно женщинам 6 фактов о здоровье сердца, которые важно знать именно женщинам

Болезни сердца – вторая причина смертности среди женщин во всем мире

Лиза
Трюк имени Мэрилин: лучшие платья Монро, которые скроют твои недостатки Трюк имени Мэрилин: лучшие платья Монро, которые скроют твои недостатки

Монро умела маскировать недостатки так, чтобы об их наличии никто не догадывался

VOICE
Убивший 100 женщин: история орского маньяка, который до сих пор на свободе Убивший 100 женщин: история орского маньяка, который до сих пор на свободе

Валерий Андреев — один из самых опасных убийц в России

VOICE
Из-за чего судятся акционеры одной из самых популярных франшиз «Мозгобойня» Из-за чего судятся акционеры одной из самых популярных франшиз «Мозгобойня»

Почему сеть паб-квизов «Мозгобойня» раздирает корпоративный конфликт

Forbes
Открыть в приложении