Закавказская Ивановка
Эти русские уже третий век живут в Азербайджане. Переселенные насильно в Закавказье в XVIII веке, они так вросли в эту землю, что стали местными сами
Под пение псалмов долма и голубцы сменяют на столе ароматную лапшу в говяжьем бульоне — традиционное блюдо, которое готовят по праздникам молокане — представители одного из древних религиозных движений. Раз в неделю они под руководством местного пресвитера собираются на чтение Библии в специально отведенном для этого доме, где нет ни икон, ни крестов. Собственно, с неприятия традиционных для Русской православной церкви святынь почти 300 лет назад и началось отделение молокан в секту. Откуда взялось само слово «молокане», доподлинно неизвестно. Возможно, дело в том, что во время поста последователи движения употребляли молоко. Но, скорее всего, это отсылка к метафорам из Евангелия, к «духовному млеку», что питает верующих.
Постоянные, прыгуны и сопуны, общие, пресники (они же постники), субботники, Донской толк, пресвитериане, водные — все это названия течений внутри русского религиозного движения молокан. Сколько течений — столько и различий. Например, молокане-прыгуны скачут и поют во время богослужений, почитают субботу и некоторые иудейские праздники, а пресвитериане, они же штундо-молокане, близки к протестантизму.
Притеснения со стороны властей и желание основать собственную общину заставили их покинуть Россию еще при царях, и сегодня разрозненные молоканские общины есть не только на западе и востоке нашей страны, но и в Турции, США, Мексике, Австралии, Китае. Эта съемка сделана в Азербайджане — туда, как и в другие закавказские провинции, их начали особо активно вытеснять по указу Николая I после 1830 года. Здесь общины молокан живут сразу в четырех селах: Чухурюрд, Хильмилли, Ивановка и Алты-Агач. Постороннего поражает открытость этих людей — многие принимали меня несколько дней, а потом перенаправляли к другим знакомым.