Ушли в наряд
Косплей — исконно японское развлечение. Но, как ни странно, россияне в нем — одни из лучших в мире: побеждают в международных конкурсах и даже шьют костюмы на экспорт. «Огонек» побывал на фестивале японской культуры Hinode на ВДНХ
На сцене сражаются на мечах двое юношей, один в белом, шитом золотом мундире, другой — в синем.
— Это Лелуш, главный герой сериала «Код Гиас», и его главный антагонист Судзаку,— подсказывает моя соседка, девушка в лиловом парике с огромным посохом.
Сама девушка изображает волшебника Мерлина из онлайн-игры Fate Grand Order. В среде косплееров (не дай бог назвать любителей перевоплощаться в героев игр и мультиков косплейщиками: сразу обидятся) девушек вообще больше, чем молодых людей. Но многие из них охотно примеряют на себя мужской образ. Собственно, и на сцене, как потом выяснится, тоже девушки. Лелуша играет москвичка Карина Медведева, а Судзаку — Виктория Зотова, тоже из Москвы. Их потом признают лучшими и отправят защищать честь страны в город Нагоя на World cosplay summit (WCS), главное в Японии мероприятие для любителей косплея.
— Уже 8 лет мы отбираем для WCS российских участников,— рассказывает директор культурно-делового центра «Японский дом» в Москве Иори Эндо.— В 2014 году русская пара из Калининграда заняла в Японии первое место. Одна из причин успеха россиян, думаю, в том, что у вас в стране хорошо развит театр.
К слову, японцы на собственном фестивале не выигрывали с 2012 года. Зато побеждали мексиканцы, китайцы, итальянцы и индонезийцы. А та самая пара из Калининграда сегодня сидит в жюри на ВДНХ.
Помимо японского косплея существует и европейский, там главное соревнование — EuroCosplay в Лондоне. И если в Японии основной вес в голосах жюри имеет качество постановки, то в Европе главное — это костюм. Стоит ли удивляться, что и здесь наши побеждают. Впрочем, заграничная экспансия отечественного косплея одними поездками на конкурсы не ограничивается. После того как рубль подешевел, российские мастера стали очень активно продавать костюмы на Запад.
Зачем люди переодеваются в героев мультфильмов и компьютерных игр, выяснил «Огонек».
1«Подбираю образы под свой типаж»
Арсений Куликов, 27 лет, менеджер проектов в игровой IT-компании.
Образ: Промто Аргентум из игры Final Fantasy XV
— Зачем нужен косплей?
— Для кого-то это способ выразить себя, для других — возможность поднять самооценку. Самое ценное, что дал мне косплей,— это знакомство с интересными людьми. Ну и гораздо проще стало держать себя на публике.
— Что у вас за образ? Как вы его делали?
— Мой герой из игры Final Fantasy XV, возможно, не самой популярной в России, но хорошо известной на Западе. Промто — друг и спутник главного героя, специалист дальнего боя. Когда я играл в игру, у меня возникла эмоциональная связь с этим персонажем, я переживал вместе с ним, наблюдал за формированием его личности. Я вообще стараюсь подбирать образы под свой типаж.
Сразу скажу, что костюм делали разные специалисты. Самым сложным было создать трехмерную модель револьвера и распечатать его на 3D-принтере. Бутафорию для косплея сейчас делают по-разному, но 3D-печать — самая модная технология.
— Как близкие относятся к вашему увлечению?
— Родители сначала относились к косплею скептически. Они у меня люди с очень консервативными взглядами, современная поп-культура для них — темный лес. Нужно было время, чтобы они привыкли и начали меня поддерживать. На улицу в костюме я выхожу только на больших мероприятиях, где таких, как я, много, например, каждую весну в Воронеже, когда там проходит фестиваль косплея — одно из главных в этой сфере мероприятий. Его проводят в центральном парке и, кстати, при поддержке городского правительства.