Уроки русского
Свое 125-летие Русский музей отмечает пустыми залами — коронавирус не лучший антураж для юбилея. Но, наверное, сейчас самое время задуматься, каким может быть национальный музей.
К нынешнему юбилею Русский музей оброс огромными владениями. Помимо всем известного бело-желтого классицистического Михайловского дворца с корпусом Бенуа — еще один замок, три дворца, три сада и Домик Петра I. Мощь, величие и огромные деньги, чтобы все содержать. И скандалы. Если восстанавливать, то в каком стиле — это привычные перманентные волнения. Были и громкие истории — решили подправить и дополнить памятник федерального значения. Но администрация музея проиграла суд сотрудникам, и дополнять ничего не стали. Такого ни один музей не припомнит.
Тайны и пионеры
Разные эпохи и стили, разные зодчие. И дворцовые тайны, многие из которых еще не разгаданы. Михайловский дворец возведен Росси, с него музей и начинался, здесь основная экспозиция. Первым — в 1988 году — Русскому отошел Строгановский дворец на Невском, построенный Растрелли. Из дворца выехало военное ведомство, оставив интерьеры в плохом состоянии. Изящный барочный шедевр тогда вызывал много споров — как покрасить. В Ленинграде он был зелено-белым. Став частью Русского музея, превратился в бело-розовый торт. Во время реставрации в перекрытиях нашли походную раскладную кровать. Возможно, она принадлежала графу Александру Строганову, за которым лакеи носили кровать и ставили в том зале, который указывал барин. Сейчас здесь можно посмотреть интерьеры, хотя реставрация продолжается. В Мраморном дворце, построенном Ринальди, в советскую эпоху был Музей революции, лучших школьников там принимали в пионеры, загадочными красными огнями переливался макет, изображающий штурм Зимнего. На постаменте во дворе стоял броневик Ленина. В 1992‑м здание передали Русскому музею. Интерьерам повезло, здесь даже сохранились в нетронутом виде покои великого князя Константина Романова, писавшего под псевдонимом КР. Теперь в Мраморном показывают коллекции братьев Ржевских и супругов Людвиг. Этот дворец особенно любим ныне здравствующими творцами. Здесь выставляют их произведения, преимущественно актуальное искусство, объекты, художественные хулиганства. Это специализация Мраморного. Место сосланного броневика занял монумент Александра III скульптора Паоло Трубецкого. Музей спас этот памятник — в советское время императора хранили в одном из двориков, и знали о нем только посвященные.
Михайловский замок, который еще называют Инженерным, был построен Баженовым и Бренна для Павла I. Император принимал участие в проекте — вокруг замка были вырыты каналы, и весь он вышел каким- то зловещим. Покрасили его в сложно-красный, это был цвет перчаток фаворитки императора Лопухиной. В этом же замке несчастного Павла и убили. Окно комнаты, где случилось страшное, испокон веков завешено тканью. Замок передавали Русскому по частям в 1990‑х годах, он частично еще реставрируется. Недавно обнаружили потайную лестницу, которая вела из спальни Павла в покои фаворитки. Почему в роковую ночь он не воспользовался этим потайным ходом — еще одна дворцовая тайна. В Михайловском замке выставлены подлинные скульптуры Летнего сада, которые пришлось заменить в самом саду на копии. Периодически здесь бывают классические выставки. В 2019‑м в замке открыли после реставрации церковь Архангела Михаила, почти сразу заговорили о том, не перенести ли туда ценнейшую икону XII века из собрания музея «Ангел Златые власы». Это была идея одного православного мецената. Музейщики возмутились, Ангел остался в экспозиции Михайловского дворца.