Расстрельный бутик на Никольской
Травматическое прошлое, с которым расстаться не так легко, как кажется
В Москве на Никольской улице, 23, несмотря на торжествующий вокруг всемирный футбольный Интернационал, кипит работа. Сквозь плотные занавеси фальшфасадов просвечивает небо, над кровлей громоздятся леса, доносятся звуки большой стройки…
Градозащитники встревожены: за фальшфасадами — «Расстрельный дом», памятник нескольких эпох сразу. Палаты князей Хованских, кружок философа Станкевича — здесь много исторических воспоминаний. Но самые грозные — о Военной коллегии Верховного суда СССР, что заседала здесь в 1935–1950 годах и выносила расстрельные приговоры, отсюда и прозвание дома. Что творится за занавесями? Градозащитников успокаивают: идет «реставрация с приспособлением», все по проекту, все согласовано.
Но что в действительности согласовано?
Административные игры
Москва узнала о радикальном повороте в судьбе «Расстрельного дома» в сентябре 2016-го: тогда через СМИ было объявлено, что новый владелец намерен открыть в нем «премиальный универмаг» и торговать «эксклюзивными коллекциями одежды от мировых брендов». А заодно открыть ресторан, кондитерскую, книжный салон и винный погреб. Как тогда сообщалось, один из крупнейших поставщиков элитной парфюмерии, управляющий компанией Esterk Lux Parfum Владимир Давиди, зарегистрировал ООО «ВУМ», которое станет владельцем и управляющей компанией нового торгового центра. И будут у нас в центре Москвы ГУМ, ЦУМ и ВУМ. В магазине, как обещалось, «будут представлены вещи, которых нет не только в России, но и во всем мире». Теперь эти планы претворяются в жизнь.
До этого несколько лет подряд, как минимум с 2005-го, за само существование дома шла упорная борьба между общественниками, прежними инвесторами и предшествующей городской администрацией. Инвесторы, желавшие построить тут то торговый, то офисный центр, добивались снятия с дома статуса выявленного памятника и вынашивали планы его фактически полного сноса. Общественники из «Мемориала» и «Архнадзора» настаивали: в доме, где Военная коллегия выносила смертные приговоры тысячам жертв политических репрессий, необходимо создать мемориальную экспозицию.
Инвесторы лужковской эпохи почти добились своего: вопрос о статусе «Расстрельного дома» 22 декабря 2009 года был вынесен на заседание Межведомственной комиссии при правительстве Москвы по вопросам постановки объектов, обладающих историко-культурной ценностью, под государственную охрану. В ход были пущены «экспертные заключения», обосновывающие необходимость исключения «Расстрельного дома» из списков выявленных памятников, отрицавшие его историко-культурную и историко-мемориальную ценность и объявлявшие инициативу «Мемориала» о создании в нем музея политических репрессий «весьма спорной» и «необоснованной». Итог: комиссия решила отказать «Расстрельному дому» в статусе памятника.
После этого уже ничто не препятствовало реализации инвестконтрактов и коммерческому использованию участка в двух шагах от Кремля — проще говоря, сносу объекта.
К счастью, этого не случилось: в столице грянули перемены. Новая городская администрация решила прислушаться к протестам общественников, Межведомственную комиссию признали незаконной вместе с ее решениями и тихо распустили.
А в последний день зимы 2012 года уже новая комиссия новой городской власти — по градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия — признала «Расстрельный дом» достойным статуса объекта культурного наследия регионального значения.
Чуть позже это решение было оформлено столичным правительством.
Приведем официальное название, под которым памятник был включен в реестр объектов культурного наследия: «Здание Московской ремесленной управы (в основе — палаты И.Н. Хованского, вторая половина XVII века, и дом Шереметевых, 1790-е годы), 1866 год, арх. Шейасов, 1895 год, арх. В.Е. Сретенский. В 1835 году здесь жил литератор и философ Н.В. Станкевич. В 1930-х годах размещалась Военная коллегия Верховного суда СССР».
Последняя фраза официального титула памятника значима: мемориальная связь с эпохой репрессий явилась, стало быть, одной из причин постановки его на государственную охрану.
Дом с репутацией
В нашем распоряжении имеется историческая справка, подготовленная в обществе «Мемориал»:
«Военная коллегия переехала со Спиридоновки в здание на Никольской ул. (тогда ул. 25 Октября) в начале 1930-х годов и размещалась там до конца 1940-х.