Прощай, карасик!
Политический тайфун: в Приморье отменили результаты выборов губернатора
Было ли когда-нибудь подобное в стране? Ведь почти победил представитель «Единой России», можно же было не обращать внимания на протесты коммунистов, которые считали, что у них «украли голоса и победу», и посчитать нарушения незначительными. И вообще, почему в обласканном президентским вниманием Приморье так много людей проголосовало за коммуниста? Все скажут, что избирателей разозлила неуклюжая попытка выдать за пенсионную реформу простую отсрочку в пенсиях на пять лет. А я хочу напомнить о другом: в последние годы в Приморье вернулись тайфуны, которых не было в крае лет десять,— ливневые дожди и штормовые ветры поднимали воду в местных реках так, что смывало мосты и дороги, а летом этого года по краю ударило пять или шесть тайфунов в августе и начале сентября. И надо жить в Приморье, чтобы оценить такой факт: с мая по сентябрь несколько раз смывало мостик на трассе Владивосток — Находка возле поселка Смоляниново — десятки тысяч людей (избирателей, между прочим) ежедневно вынуждены были делать крюк в полтораста километров…
Местная специфика
Для понимания ситуации несколько «вводных параметров». По официальным данным, ущерб от паводков и затоплений дорогам края — 720 млн рублей, сельскому хозяйству — 680 млн, на выплаты людям, у которых смыло огороды и затопило дома,— 117 млн. Краю нужны новые дамбы, на это требуется 1,690 млрд, иначе Уссурийск будет тонуть каждый год. В крае 1600 мостов, 428 из них требуют срочного ремонта, а силами края можно сделать не более 12 мостов в год. И еще: приморским больницам не хватает почти 2 тысячи врачей, средняя зарплата у них якобы более 50 тысяч, но это вранье. Так же как вранье и про средние зарплаты учителей и преподавателей по 36 тысяч — на самом деле оклады по 13 тысяч и нужно пахать на две ставки. Во Владивостоке не хватает мест в школах: если вся страна переходит на односменку, то в столице края чуть трехсменку не ввели. Ну и в довесок: Министерство обороны так и не передает свои земли (военное лесничество) региону, из-за чего Владивосток не может развиваться, а кроме того… Впрочем, впору остановиться — список длинный.
И вот скажите теперь: стоит ли удивляться, что тайфун уже не природный, а политический разразился на выборах губернатора края? Это только для команды назначенного в октябре 2017 года врио Андрея Тарасенко было неожиданным, что приморцы его не поддерживают. Его выборный штаб возглавлял бывший министр МЧС Владимир Пучков (говорят, в случае победы он так заработал бы назначение в Совет Федерации от Приморья). В администрацию края Тарасенко ввел еще несколько варягов вице-губернаторами. И выражения лиц у этих приглашенных вициков было такое: мол, «мы вам тут покажем, как краем руководить, и поедем дальше. А вы тут так и останетесь».
А вот приморцы думали совсем иное. Они не поняли, зачем после провалившегося и снятого до срока Миклушевского им прислали нового назначенца. И никто так и не сумел объяснить: и вправду, зачем сорвали с руководства федеральным Росморпортом человека и почему он лучше, чем бывший ректор ДВФУ? Кто его отобрал, кто за ним стоит? Чьи интересы представлять он направлен в Приморье?
Про природные тайфуны, ударившие по Приморью, еще стоит знать следующее. При Миклушевском рухнул мост на трассе Владивосток — Находка, и он за три года так и не сумел его восстановить. В итоге на трассе до сих пор временный мост, который построили военные саперы. 5 октября 2017 года край возглавил Андрей Тарасенко, через несколько дней он стоял под телекамерами на другом разрушенном мосту на этой трассе и уверенно говорил, что русло речки нужно очистить и мост восстановить. Но приморцы продолжали ездить по временному переходу, насыпанному по трубам,— никто не восстанавливал этот мост. А в мае и временный смыло, и потом еще раз смыло в августе, и еще раз — перед самыми выборами. Кроме того, был затоплен Уссурийск, отрезало паводком десятки тысяч людей. Но губернатор не полетел на вертолете куда-нибудь за 800 км от Владивостока в село Максимовку Тернейского района, где его так ждали, потому что новый губернатор вообще не понимает, что такое тайфуны для края, в котором он когда-то родился, но ребенком еще уехал в Нахимовское училище в Ленинград. Когда местное телевидение уже в разгар выборной кампании показало, как вице-губернатор по внутренней политике Братыненко и глава выборного штаба Пучков бредут в болотных сапогах по затопленному Уссурийску, говорят правильные слова и ободряют жителей, эта демонстрация заботы уже сильно запоздала. Потому что тысячи людей опять упирались в смытый речушкой мост около Смоляниново и, проклиная не тайфуны, а бездействие властей, ехали в объезд…