Неандертальская палитра
Сенсационные данные археологов из Великобритании взбудоражили весь мир. Ученые установили, что рисунки в пещерах Испании сделали не кроманьонцы — предшественники современных людей, а неандертальцы — другой вид ископаемых людей, исчезнувших по неясным причинам. Почему это так важно для понимания истории человечества, узнавал «Огонек»
Растянувшееся почти на 170 километров Кантабрийское побережье Испании, с прекрасными песчаными пляжами и уютными средневековыми городами, известно в первую очередь тем, что скрыто под всей этой красотой внизу. Именно здесь залегает целая цепочка пещер, где находятся самые знаменитые и загадочные рисунки времен палеолита. По стенам мечутся красные охряные человечки, в темноту уходят пронзенные копьями беременные бизоны, лоси и лошади, а многочисленные отпечатки человеческих ладоней, оставленных здесь несколько десятков тысяч лет назад, до сих пор приветствуют входящих. Есть среди рисунков и менее очевидные произведения искусства — странные знаки, напоминающие силуэты людей, черточки, геометрические узоры из точек, скобы и зигзаги.
Именно датировку таких изображений в пещерах Ла Пасьега, Мальтравьесо и Ардалес решили проверить ученые Бристольского университета (Великобритания). И заявили, что рисунки появились здесь не 45–40 тысяч лет назад, как считалось раньше, а примерно 65. Это означает, что авторами картин палеолита являются вовсе не наши прямые предки — кроманьонцы, а неандертальцы — вид древних людей, которые пришли на территорию современной Европы намного раньше.
Заявление британских археологов уже назвали сенсацией в научном мире, отметив, что если бы давали Нобелевскую премию по археологии, то ее бы получил автор открытия антрополог Алистер Пайк. С другой стороны, открытие вызывало массу вопросов и разногласий.
Машина времени
— В Западной Европе известны сотни пещер, на стенах которых сохранились рисунки, сделанные в эпоху палеолита,— рассказал «Огоньку» ведущий научный сотрудник отдела археологии палеолита Института истории материальной культуры РАН, посвятивший свою жизнь изучению неандертальцев, Леонид Вишняцкий.— Создателями подавляющего большинства этих рисунков, вне всякого сомнения, являлись люди современного вида (Homo sapiens), но отдельные знаки, красочные пятна, отпечатки кистей рук, вполне возможно, были оставлены не ими, а неандертальцами. Одно дело, однако, допущение такой возможности и совсем другое — доказательство неандертальского авторства конкретных изображений.
Чтобы установить точную датировку изображений, команда под руководством британца Алистера Пайка умудрилась снять с наскальных изображений тончайшую пленку из известняка и других минералов, внутри которой содержатся вкрапления атомов урана. Дело в том, что урановые ядра распадаются с определенной скоростью и превращаются в другой элемент — торий. Так как уран и торий вымываются из пленки с разной скоростью, это позволяет точно посчитать время ее формирования, измерив их остаток в нижних и верхних слоях известковых отложений.
— Ранее торий-урановый метод датировки не раз применялся для определения времени образования кальцитовых натеков, перекрывающих рисунки,— поясняет Леонид Вишняцкий.— Было получено множество датировок (в том числе и для пещеры Ла Пасьега), но ни одна из них даже не приближалась по древности к тем, что фигурируют в обсуждаемой статье. Что называется, не было ни гроша да вдруг алтын. При этом ни в статье, опубликованной в Science, ни в дополнительных материалах к ней (а это 70 с лишним страниц) не разъясняется, почему для датирования были выбраны именно эти памятники и именно эти знаки. За счет чего же такое поразительное — стопроцентное — попадание? Есть и еще ряд моментов, нуждающихся в прояснении.
Почему авторство рисунков в принципе столь важно для научного мира?
— Многие из моих коллег были просто поражены нынешними открытиями,— говорит известный антрополог из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия) Жан-Жак Ублин.— Многие антропологи раньше считали наскальную живопись одной из тех вещей, которые разделяют современных людей и неандертальцев. И вот оказывается, что все не так однозначно.
Более того, именно способность к творчеству, абстрактному и символическому мышлению считалась веской причиной, позволившей в итоге выжить именно кроманьонцам.
— Вопрос о том, существовало ли у неандертальца искусство как целенаправленная творческая деятельность, раскрывающая его внутренний мир через внешние художественные формы, в конечном итоге сводится к вопросу о признании за неандертальцем «человечности»,— поясняет «Огоньку» преподаватель истории архаических религий Свято-Филаретовского института (СФИ) Денис Колпаков.— Иначе говоря, о наличии у него в строгом смысле слова психических и физических способностей, которые являются предпосылкой творчества. Долгое время считалось, что неандерталец в силу малого развития мозговых центров, управляющих торможением, был подвержен вспышкам дикой агрессии, «приводящим к столкновениям в неандертальском стаде». Понятно, что при таком развитии мозга трудно говорить о «человечности» неандертальца в строгом смысле слова, а уж тем более о наличии способностей к образному и абстрактному мышлению, необходимых для творческой деятельности.
Авторские права
Предки современных людей и неандертальцев разделились примерно 650 тысяч лет назад. Первые остались жить в Африке, а вторые мигрировали на север и заселили Европу и Азию. Когда кроманьонцы пришли в Европу, то они довольно долго — на протяжении 40 тысяч лет — существовали здесь вместе с неандертальцами. Скрещивались и имели потомство. Но потом что-то пошло не так и неандерталец исчез.
Интересно, что традиционно, еще с середины XIX века, когда были найдены и опознаны первые останки неандертальцев, их считали чудовищами, думали, что неандерталец «был покрыт густой шерстью, уродлив с виду или даже омерзителен в своем непривычном для нас облике, с покатым и низким лбом, густыми бровями, обезьяньей шеей и коренастой фигурой». Кроманьонец на этом фоне представлялся более продвинутым прямоходящим человеком, способным к творчеству.
— Примитивное мнение об этих древних обитателях Западной Европы и Азии опровергалось по мере накопления археологических артефактов, касавшихся не только остатков материальной культуры, но и находок самих останков скелетов и черепов неандертальцев,— рассказывает Денис Колпаков.— По результатам исследований слепков мозговой полости неандертальцев сегодня ясно, что мозг неандертальца в своей организации не имел существенных отличий от мозга современного человека (хотя форма черепа Homo sapiens несколько отличается от формы черепа неандертальца). А что касается лобных долей, которые играют первостепенную роль в интеллектуальной деятельности, то опять же они ни по форме, ни по размерам существенно не отличались от наших. Более того, размер мозга неандертальца примерно на 100 кубических сантиметров большего мозга современного человека (в среднем 1550 против 1450).
Сегодня считается, что неандертальцы могли говорить и думать не хуже кроманьонцев. А где-то они явно превосходили нас. Например, неандертальцы скорее всего первыми стали заботиться о своих соплеменниках, не бросая старых на произвол судьбы, умели организовывать жилища и первыми начали хоронить умерших.