На дне морском
Хвалынск, которому в нынешнем году исполняется 240 лет, еще не знал такого наплыва гостей. Сюда едут отовсюду — внутренний туризм в моде! Чем так притягателен этот небольшой город на Волге, выяснял «Огонек»
«Нет на Волге лучшего места»,— писал о родном Хвалынске Кузьма Петров-Водкин. Здесь он родился и вырос. В память о художнике перед Домом культуры остановился «Красный конь». Здесь же установлен и памятник художнику.
— Что посмотреть в Хвалынске? — спросит турист.
— Дом-музей Петрова-Водкина и Художественную галерею имени Петрова-Водкина,— тут же ответят ему.
Дом-музей располагается в доме, который Кузьма Сергеевич купил в 1905 году для матери. Галерея — в бывшем особняке городского головы Алексея Радищева, внука автора «Путешествия из Петербурга в Москву». В собрании картины Петрова-Водкина соседствуют с работами местных мастеров, а также со старинными иконами, чудом сохранившимися после разорения окрестных старообрядческих монастырей.
Кстати, монахам московского Чудова монастыря Хвалынск обязан своим рождением. В середине XVI века им понравились изобильные и красивые места на высоком волжском берегу — холмистом меловом дне высохшего десятки тысяч лет назад моря — и основали село Сосновый Остров. В 1780 году по указу Екатерины II село стало городом.
В середине XIX века Хвалынск — купеческий город, один из центров российского старообрядчества. Он окружен мужскими и женскими монастырями, скитами, в которых жили монахи. А также… картежники и бильярдисты. В городе, по воспоминаниям современников, даже проводились неофициальные чемпионаты среди игроков.
К хвалынским причалам швартовались не только купеческие струги, но и царские яхты. По Волге ходили мокшаны, расшивы, коломенки, тихвинки, суряки и множество других видов судов и суденышек. Обслуживали волжское судоходство артели бурлаков, и больше половины домов в городе построены на их деньги. Заработать на дом можно было за два-три сезона. Да и в советское время жизнь на Волге не затихала.
— Я на реке работаю более 60 лет,— рассказывает Геннадий Храмов.— Раньше здесь флота было ой как много!
Геннадий Андреевич окончил речное училище по специальности «техник-судомеханик», служил на Балтийском флоте, ходил по Волге на грузовых теплоходах вторым помощником механика, вторым штурманом в Таганрог, Ростов, Астрахань, Ейск, Ленинград, Москву…
— После перестройки у нас остался один паром, мне пришлось уйти в путейцы,— вспоминает он.— Сейчас обслуживаем дорогу на Волге: ставим и убираем буи, следим за их исправностью. Промеряем глубины, тралим — смотрим, чтобы на судовом ходу не было посторонних предметов.