Победителем Венецианского кинофестиваля стала картина Альфонсо Куарона «Рим»

ОгонёкКультура

«Мои картины — мои бывшие жены»

Победителем 75-м Венецианского кинофестиваля стала картина Альфонсо Куарона «Рим». Обозреватель «Огонька» поговорила с триумфатором фестиваля о том, что можно извлечь из воспоминаний детства

Беседовала Татьяна Розенштайн, Венеция

Фото Reuters

Триумфатора Венецианского кинофестиваля критики буквально утопили в комплиментах еще до объявления вердикта жюри, хотя на первый взгляд в нем нет ничего, как говорится, сенсационного. Напротив — все намеренно традиционно. «Рим» — это сага о семье интеллигентов (учитель и врач), как сказали бы у нас, а также об их многочисленных родственниках, о друзьях и близких. История происходит в начале 1970-х годов в престижном районе Мехико, по названию которого — «Рим» — фильм и получил свое имя. Рассказана эта история — точнее сказать, показана — от лица служанки (Клео косноязычна и изъясняется скорее жестами). Фильм пронизан ощущением приближающейся катастрофы, предвестником которых являются природные катаклизмы; кульминация — «резня в Корпус Кристи», расстрел студенческого митинга группировкой Los Halcones в праздник тела и крови Христовых 10 июня 1971 года. В одном из троих детей семейства — свидетелей кровавой драмы — Куарон «замаскировал» самого себя.

— Эта картина — дань воспоминаниям детства, что традиционно для режиссеров. Вы решили, что пришло время разобраться в себе, откуда вы, кто вы?

— Тут все не так просто. Когда я заканчивал съемки «Гравитации», пообещал себе, что следующую картину сниму на родине и посвящу ее чему-то простому и личному. Сюжет картины переносит нас в начало 1970-х, когда я был ребенком и рос в одном из зажиточных районов мексиканской столицы под названием «Рим». Эта картина — в первую очередь портрет моей семьи. Свой проект я начал с разговоров со своей семьей. Конечно, в фильме я не мог избежать упоминаний о политических событиях того времени, противоречивом президентстве Луиса Эчеверриа, которое до сих пор воспринимается в Мексике как «темный период». Как и моя семья, изображенная в фильме, страна претерпевала большие и разрушительные преобразования. 1971-й был отмечен трагическим событием, в частности расстрелом демонстрации левых студентов в праздник тела и крови Христовых военной группировкой Los Halcones, которая была связана с коррумпированными чиновниками из федерального правительства. Я попытался сохранить баланс между личным характером картины и социальным контекстом. Как бытовые конфликты детства оставляют в душе личные шрамы, так и общие, социальные драмы оставили шрамы в коллективной психике и сознании мексиканцев. Однако я постарался показать эти шрамы именно так, как я воспринимал их в детстве. Как ребенок ощущает политические события? Ему страшно, ему жутко. Именно это состояние и постарался сохранить. Я вообще вдруг почувствовал тягу к тому, чтобы регистрировать детские, личные воспоминания. Кажется, это помогает понять происходящее сегодня.

— Снимая фильм о самом себе, о своем детском опыте, наверное, трудно оставаться объективным?

— Ну, тут были и свои выгоды. Например, впервые за всю свою карьеру в кино смог позволить себе уважительно отнестись к течению времени. Впервые мой фильм уважает сущность времени. Мне не пришлось его подгонять, как я вынужден был это делать в подавляющем количестве своих кинолент. Когда вода разливается по полу, я жду, как она заполнит все пространство комнаты, и кинокамере впервые позволено зафиксировать ее неторопливое течение. Работа над этим фильмом действительно заняла очень много времени. Это были самые долгие съемки в моей карьере. Они длились более трех с половиной месяцев. Все действия сняты в хронологическом порядке, что обычно характерно для телевизионного формата. Хотя я и считаюсь сценаристом картины, заранее написанного сценария практически не было. К каждой сцене мы готовились на ходу. Утром, когда актеры приходили на съемку, я рассказывал им, чем мы будем заниматься, раздавал им отдельные диалоги, которые те заучивали уже в процессе съемок. Мне хотелось, чтобы картина как можно точнее отражала, буквально повторяла реальность. Мне хотелось разрушить привычную структуру съемочного процесса, мне хотелось, чтобы здесь не было предварительно отрепетированного материала, а все происходило более или менее естественно и спонтанно. Как и в жизни. Я обставил комнаты дома оригинальной мебелью, на 70 процентов атрибутами из своего детства — их предоставили мои родственники. Все было максимально приближено к тому, что удержала моя память, даже пес, которого мы так долго подбирали для съемок, был абсолютно идентичен той собаке, которая была в моем детстве. Конечно, я сохранил в фильме его кличку. Все члены моей семьи побывали на съемках. Мы снимали фильм, можно сказать, всей семьей. Они пришли на съемочную площадку, когда была уже воссоздана обстановка нашего дома. Многие, увидев ее, плакали, пораженные схожестью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Собор парижской реставрации Собор парижской реставрации

Споры о судьбе Нотр-Дама продолжаются

Огонёк
А принесите то, которое самое норм! Как дегустировать вино и не опозориться А принесите то, которое самое норм! Как дегустировать вино и не опозориться

Мы рассказываем, как надо пробовать вино и зачем вести себя, как сноб

Playboy
Воля к страсти Воля к страсти

Как Фридрих Ницше стал знаменитым и остался непонятым

Weekend
Искусный интеллект Искусный интеллект

Семь арт-проектов, созданных умными машинами

Русский репортер
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Как open-space-офис влияет на эндорфины Как open-space-офис влияет на эндорфины

Изучаем все за и против открытого офисного пространства

Vogue
Трагедии и тайны семьи Стриженовых: 5 непростых историй актерской династии Трагедии и тайны семьи Стриженовых: 5 непростых историй актерской династии

Семья Стриженовых — актерская династия со сложной историей

Cosmopolitan
Мальчик в девочке: маскулинный тренд с недели моды в Милане Мальчик в девочке: маскулинный тренд с недели моды в Милане

Как женщины стали сами себе принцами

Cosmopolitan
Женская повестка. Почему в России не принимают идеи феминизма Женская повестка. Почему в России не принимают идеи феминизма

Международные компании выделяют миллионы на программы поддержки женщин

Forbes
Илья Ковальчук: «Не хочется выглядеть неудачником» Илья Ковальчук: «Не хочется выглядеть неудачником»

Илья Ковальчук — об НХЛ и подготовке к матчам

Forbes
Донбасс между миром и войной Донбасс между миром и войной

Убийство Александра Захарченко окончательно хоронит проект «Новороссия»

Эксперт
Долой картели: как помирить ФАС и бизнес Долой картели: как помирить ФАС и бизнес

Как ФАС мешает добросовестным бизнесменам

Forbes
Новые способы читать послания своей души Новые способы читать послания своей души

Как расшифровать символический язык снов

Psychologies
Почему Молли Годдард — королева тюля Почему Молли Годдард — королева тюля

Как всего за три года Молли Годдард стала любимицей звезд

Vogue
Дело самозванцев. Как распознать псевдофраншизу Дело самозванцев. Как распознать псевдофраншизу

Как отличить недобросовестных предпринимателей от настоящего франчайзинга?

Forbes
В поисках озарения: что делать, чтобы решить сложную задачу В поисках озарения: что делать, чтобы решить сложную задачу

Управлять нейронами напрямую мы не можем, но можем создать условия для их работы

Forbes
Спасибо, что без дачи Спасибо, что без дачи

Лев Рубинштейн — о последнем оплоте интеллектуала

GQ
Русский травник Русский травник

Предприниматель, сколотивший состояние на промышленной конопле в Голландии

Forbes
Гены и Бог: почему российские миллиардеры благодарны предкам Гены и Бог: почему российские миллиардеры благодарны предкам

Русские олигархи уверены, что залогом их успеха стала наследственность

Forbes
Колосс на глиняных ногах. «Газпром» стоит дешевле «Новатэка» Колосс на глиняных ногах. «Газпром» стоит дешевле «Новатэка»

Колосс на глиняных ногах. «Газпром» стоит дешевле «Новатэка»

Forbes
Идеальная Шторм Идеальная Шторм

Александра Шипп объяснила, почему даже суперженщинам позволительны слабости

Glamour
Верное средство Верное средство

Самый надежный способ борьбы с осенней хандрой — побег на далёкие острова

Robb Report
Не спешите расставаться с мужем Не спешите расставаться с мужем

Разочарованной женщине единственным выходом часто кажется разрыв с партнером

Psychologies
Драмы больше нет: 7 лучших драматических фильмов Драмы больше нет: 7 лучших драматических фильмов

7 лучших драм последних лет

Cosmopolitan
По нижнему краю. Как падение цен на пиво стало проблемой По нижнему краю. Как падение цен на пиво стало проблемой

По нижнему краю. Как падение цен на пиво стало проблемой

Forbes
Только ты и новая музыка Только ты и новая музыка

Где брать новое, чтобы всегда было интересно?

Esquire
Где взять деньги на собственный модный показ Где взять деньги на собственный модный показ

Где бренды находят деньги на свои показы?

Vogue
Когда Россия увидит себя Когда Россия увидит себя

Почему в отечественном кино так мало историй про нашу жизнь

Русский репортер
Самый ламповый режиссер: все, чего вы не знаете об Уэсе Андерсоне Самый ламповый режиссер: все, чего вы не знаете об Уэсе Андерсоне

Самый ламповый режиссер: все, чего вы не знаете об Уэсе Андерсоне

Cosmopolitan
На базар за вином На базар за вином

Концепция «Винного базара» строится на приобщении к культуре потребления вина

Эксперт
Открыть в приложении