Кому в самоизоляции жить хорошо
О психогигиене вынужденного домоседства
Месяц домашнего «заточения» — уникальный опыт для нашей страны. О том, какими могут быть психологические последствия длительной самоизоляции и как их минимизировать, «Огонек» поговорил с главным внештатным специалистом по медицинской психологии Министерства здравоохранения РФ, деканом факультета психологии МГУ Юрием Зинченко и старшим научным сотрудником лаборатории социально-экономической психологии Института психологии РАН Анастасией Воробьевой.
— Какими последствиями для психики грозит месяц самоизоляции? Для кого это будет особенно непросто?
Анастасия Воробьева: Психологические последствия будут зависеть от индивидуальных особенностей человека и от конкретных условий, в которых он находится. Кто-то самоизолируется в квартире, кто-то на даче. Это разные ситуации. Интроверты будут переносить самоизоляцию легче, чем экстраверты. Люди, которые умеют себя организовать, структурировать свое время, будут адаптироваться лучше.
Проводились эксперименты, связанные с изоляцией, с пребыванием на необитаемом острове, маяке, с длительной изолированной вахтой. Эти эксперименты показывают: те, у кого есть увлечение, которым они могут заниматься в одиночку, гораздо легче переносят изоляцию, чем те, кто привык получать основные эмоции и впечатления от каких-то событий вовне, в окружающем мире.
Люди, которые ищут внешние источники стимуляции, будут страдать. Также в группе риска пожилые люди. Некоторые из них, те, кто живут одни и теперь не могут встретиться с родственниками, лишены важных впечатлений и ощущений. Им некого обнять, не к кому прикоснуться.
Юрий Зинченко: Мы как страна такого не переживали никогда. Но такой опыт есть у стран Восточно-Азиатского региона, которым за последние 10 лет несколько раз пришлось пережить эпидемии и вводить карантин. Поэтому нужно начать с понимания, что мы приобретаем беспрецедентный опыт и это возможность для развития. У большинства из нас была внешняя самоорганизация. Взрослым людям необходимо было к определенному времени приходить на работу, учащимся — в школы и вузы. Сейчас это внешнее организующее начало перестает быть таким жестким или вовсе исчезает. Поэтому необходим переход от «внешней организованности» к самоорганизации и самоконтролю. Спокойно отнеситесь к тому, что необходимо распланировать свою неделю, день. И нужно придерживаться этого графика. Для сохранения позитивного эмоционального состояния необходима смена деятельности. Если же происходит ухудшение эмоционального фона, нужно пообщаться с кем-то, кто дает вам позитивный заряд,— родственник или друг.
Наверняка у каждого много недоделанных дел, мы очень долго были в ситуации суеты — сейчас самое время выполнить какие-то обязательства по отношению к себе, к близким. Доделать все, что можно в режиме самоизоляции. Это будут своеобразные подарки, которые мы сами себе можем сделать и сказать: «какие мы молодцы, наконец-то это закончено».